Но случалось, что за работу благодарили даже преступники – к любому делу Владислава Назаренко подходила со всей душой, а не по производственной необходимости.
- Как вы начинали свою карьеру в прокуратуре?
- Не угадаете... С должности уборщицы. Я работала в военкомате, там прошло сокращение и «по знакомству» военком предложил мне другую работу – в Жмеринской прокуратуре. Мне было тогда 18 лет, и я даже не предполагала, что останусь в этой структуре навсегда. У нас в штате числилось три человека, потому фактически я стала выполнять работу секретаря, завканцелярией, а потом и помощника прокурора: систематизировала архив, подшивала дела, отслеживала нововведения в законодательство.
- А как попали в следствие?
- Вызывает как-то меня прокурор и заявляет, мол, не нужны мне неграмотные секретари. Как же так, думаю я, ведь веду немалый «кусок» работы и претензий не было. А он, оказывается, сказал это затем, чтобы я поступала в вуз учиться. В первый год в Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова на юрфак я не поступила – в городе была эпидемия холеры и туда никого не пускали. Я уже думала, забыл за год прокурор о моем образовании. Но он за свое: «Поезжайте поступать и не выезжайте из города, пока не сдадите все экзамены, а то я вам тут, на работе, холеру устрою!» А как поступила, так даже контрольные мне проверял.
- Какие дела вам поручали?
- Практически все. А также надзор за милицией, детьми, участие в судебных заседаниях… Мое первое дело было о срыве государственного флага: в День освобождения Жмеринки парень решил «похулиганить». Вести дело было непросто: нарушитель общественного порядка оказался двоюродным братом моей подруги и племянником редактора местной газеты. Но закон есть закон, его нужно выполнять и хулиган получил до 5 лет лишения свободы. А потом пошли убийства, изнасилования, разбои… Что характерно, если где-то в районе изнасилование – находили меня. И я эту «парочку» как не женила, так возбуждала дела. Помню, приходит в прокуратуру дамочка, где-то на шестом месяце беременности и рассказывает, что ее доверием воспользовался грузчик из местного магазина - жениться потом обещал. Вызываю его в кабинет и провожу беседу: мол, плохо, что ребенок без отца будет расти, да и в селе люди говорить будут. Долго с ним общалась, часа полтора. А потом через время они вдвоем приходят – приносят свидетельство о браке.
- На месте преступления убийц задерживали?
- Было. Приезжаем как-то в село с «розыскником». Идем дальше пешком, а нам люди говорят – поторопитесь, а то убийца вешаться надумал. Мой напарник и рванул вперед. Из петли преступника вытащили, а он в отказ. Вся одежда в крови – жену порешил, а все твердит, что не убивал. Забрали, посидел он, пока я все документы нужные собрала, потом – допрос, а он мне и говорит: «Спасибо, что задержала, дочка, меня тут хоть помыли-побрили»... И сам сознался.
- Даже преступники благодарили за работу?
- Конечно. Заходит ко мне как-то в кабинет мужичонка и сам рассказывает, что только что стащил из магазина бутылку кефира и булку. Я ему денег предложила, чтобы оплатил краденное. А он дальше – про ограбление в продмаге в Бердичевском районе. Я звоню «розыскнику», что у меня «интересный тип» в кабинете сидит. Прислали офицера на мотоцикле, посадили этого «гопника» в коляску, а он умудрился во время поездки на место преступления кобуру у милиционера стащить! На месте выяснилось, что все, что рассказывал мне этот тип – правда. Его посадили, а он мне с мест лишения свободы письмо написал. Поблагодарил - хотел в тюрьме сидеть, нравилось ему там, наверное. Часто приходили и признавались в преступлении – прокуратура в центре города была.
- А как попали работать в область?
- Отметили мою работу в районе – успешно раскрыла дело, которое считалось безнадежным - и пригласили. И тут же поручили расследовать дело об изнасиловании балерины в Виннице. Подозревался завмаг и его водитель. А так как он в городе был человек известный – к нему в магазин «затариваться» приходили всякие чины – никто из местных браться за это дело не хотел. Прокуратуру буквально «засыпали» телеграммами: и из Министерства культуры, и из Верховного Совета – все интересовались ходом расследования. Суд признал завмага и его пособника виновными.
- Приходилось писать обвинительный приговор на смертную казнь?
- Дважды. Обвиняемых суд приговорил к расстрелу. И в первом, и во втором случае это были убийства, совершенные с особой жестокостью.
- Сейчас преступлений совершается больше?
- По статистике – да. В прошлом году приняли законодательство, согласно которому уголовная ответственность наступает, даже если стащить курицу. Конечно, для старушки в селе это значимый ущерб. Но, в то же время, выросла статистика преступлений среди «малолеток».
ДОСЬЕ
Дата рождения: 5 января 1942 года
Занимаемая должность: старший помощник прокурора Винницкой области по вопросам статистики
Любимая книга: Лев Толстой «Анна Каренина»
Увлечения: классическая музыка, балет
Жизненное кредо: Оптимизм – это улыбка не только снаружи, но и внутри!
№ 19 від 7 травня 2025
Читати номер