Исполнение мировых оперных хитов задало тон фестивалю, который проходил в Тульчине, в 80-ти киломатрах от Винницы, 4-5 июня. Немецкий дирижер Петер Маркс дирижировал первое отделение концерта Гала-Опера, в котором и прозвучали узнаваемые и любимые публикой арии из опер и оперетт.
С маэстро мы беседовали вечером 2 июня, спустя несколько часов после его приезда в Винницу. А 4-го он дирижировал на открытии фестиваля! Как это возможно?
— Если оркестр знает ноты, и дирижер знает ноты, то они договорятся, — спокойно отвечает Петер Маркс. — Но если оркестр не готов, то одной репетицией не обойдешься.
История про репетиции
Впрочем, маэстро добавил, что не всегда стоит увлекаться репетициями, рассказав историю. Пятая симфония Бетховена — часто исполняемое произведение, но с неоднозначной трактовкой . Экспозиция может повторяться дважды, а может и не повторяться. Был случай, когда на репетиции музыканты настояли, чтобы повторять. На концерте же одни пошли дальше, а другие вернулись к началу. Дирижер вынужден был сделать паузу, повернулся к публике и извинился: «Это все потому, что мы много репетировали».
Дирижер поясняет, что его связывают долгие отношения со Львовским симфоническим оркестром, которым он дирижировал в Тульчине, и одной репетиции 3 июня вполне достаточно.
Опера — это нескучно
Для украинской публики опера — довольно экзотическое времяпровождение. А в Европе это традиция давняя, говорит маэстро. Например, фестивалю Вагнера в Байройте более 100 лет. И люди ходят на спектакли в смокингах и длинных платьях. Но вообще строгого дресс-кода нет. Петер вспоминает, что в 60-е годы в Германии вошли в моду пуловеры, и публика запросто щеголяла в них на концертах. Да и спектакли оперные не всегда проходят в театрах. Есть и на открытом воздухе, как это происходит в Тульчине.
А как полюбить оперу, как разобраться в жанре? — спрашиваем.
— Не обязательно много знать об опере, надо ее просто слушать и поменьше рассуждать, — советует маэстро. — Тогда люди будут думать, что вы разбираетесь. И в программках написано обычно, о чем опера. А лучше всего искать либретто в интернете, на англоязычных сайтах.
К счастью ли или к сожалению, Петер говорит это открыто, но оперные традиции в Германии наиболее стремительно развивались в эпоху становления фашизма. Теперь в Германии — примерно половина всех симфонических оркестров мира, утверждает он.
Что и как слушать
На вопрос, что он слушает в наушниках, когда едет на велосипеде или в авто, господин Маркс отвечает коротко — ничего.
— Я не слушаю музыку по радио, на пластинках, — говорит маэстро. — Я хожу на концерты.
Среди любимых называет оперы Россини, Верди, Пуччини. Из Моцарта — «Свадьбу Фигаро» и «Дон Жуана». «Кармен» Бизе — обязательно. Все у Вагнера — разумеется. И «Орфей» Монтеверди, конечно…
Стоит обмолвиться, что любишь 23-й концерт Моцарта, как Петер тут же напевает начало и спрашивает — этот? Разумеется, этот. Он прав.
Маэстро ребенком играл на скрипке. Но нравилось не очень — давила на плечо. Несколько лет играл в оркестре на тромбоне. Год учился на флейте, но потом ему стало жалко своих губ. Потом — на рояле. А стал дирижером, потому что еще в школе это ему пришлось по нраву.
История про попугаев
Любитель пошутить, Петер к месту рассказывает немного бородатый анекдот про попугаев, который продаются в магазине за много сотен евро и обладают удивительными способностями. А один, невзрачный, стоит в два раза дороже. Это потому, объясняет продавец, что другие называют его «маэстро».
Истории про Карлов Марксов
Фамилия Маркс знаменитая. Отца Петера, композитора, звали Карл. Да-да, как основоположника коммунистической идеи. И с этим были приключения. Однажды, как вспоминает Петер, отец должен был выступать в ГДР, и таможенники хотели запретить ему ввезти партитуры. «Вы посмотрите, кто это написал!» — воскликнул композитор. И они сдались со словами: «Он что, еще и музыку сочинял?».
Петер добавляет, что получает авторские гонорары за исполнение произведений отца. Недавно ему позвонил его брат, тоже наследник, и со смехом рассказал, что поступили 1,85 евро, догадайся за что! Оказывается за исполнения кантаты Прокофьева на слова основоположников марксизма-ленинизма, в том числе и Карла Маркса. Опять перепутали, смеется Петер.
А теперь серьезно
Музыкальная фамилия Маркс широко известна, и не только в Германии. Карл, отец Петера, был близким другом знаменитого Карла Орфа, написавшего кантату «Кармина Бурана», в основе либретто которой он использовал средневековую немецкую поэзию. До сих пор в семье хранятся первые издания партитур с автографами Орфа, а документы, имеющие историческую ценность, переданы в архивы, рассказал Петер.
Сам маэстро дружит и тесно сотрудничает с другим известным музыкантом и просветителем в области современной музыки — Николасом Кейджем (в честь которого известный актер взял псевдоним — авт.).
Винницкие меломаны помнят, как музыка Кейджа звучала на одном из фестивалей лет 10 назад. Это произошло именно благодаря стараниям Петера Маркса. Он также привозил ноты на Ночь Моцарта, в частности, партитуры концерта для арфы и флейты, исполнением которого дирижировал в Виннице.
Истории про альтистов
За время интервью сложилось впечатление, что фирменный стиль общения маэстро — это легкость в сочетании с прекрасным чувством юмора. Ирина Френкель, советник министра культуры, которая любезно выступила в роли переводчика, давно знакома с Петером и подтверждает — да, он такой.
Ирина добавляет, что маэстро после фестиваля в Тульчине отправляется с компанией в небольшой велотур. Понятно теперь, почему не верится, что ему 80 лет.
— Давайте я расскажу вам еще пару анекдотов про альтистов, — предлагает Петер.
— Есть специальный сайт, его наполняет друг моего сына, который, кстати, сам играет на альте.
Не успеваем мы спросить — а почему, именно про альтистов истории — как получаем ответ: «Потому что из любого скрипача со средними способностями может получиться хороший альтист».
Как становится понятно, альтисты среди музыкантов — особая категория. И Петер подтверждает это, рассказывая еще один анекдот, который привез его сын, тоже музыкант, из Израиля.
Дирижер находит бутылку, из которой появляется Джин и в благодарность за освобождение предлагает исполнить одно желание. Тот сокрушается что много чересчур войн происходит и просит мира во всем мире. Джин говорит, что он маленький, а желание слишком большое. Тогда дирижер заявляет, мол, пусть мои альтисты всегда играют слаженно и чисто. «Напомни-ка мне свое первое желание», — отвечает Джин.
Финал
Пиво и кофе выпито, жаль, что пора расставаться. Наш разговор по длительности и по формату слегка походил на симфонию. Четвертая часть так и называется обычно — финал. Традиционно оптимистический и жизнеутверждающий.
— Я люблю бывать в Украине и в Виннице, — говорит маэстро.
Прощаясь, спрашиваем: «Как желают удачи дирижеру?»
Он то ли в шутку, то ли всерьез отвечает: «то-то-о-то-то». Звучит, как стук дирижерской палочки о пюпитр. Что означает — внимание, тишина! Начинаем!
Начинаем слушать и любить оперу и классическую музыку!
Другие публикации о фестивале
OPERAFEST TULCHYN: вампірські танці, іспанські пристрасті та вогняне шоу
Оперний фестиваль в Тульчині : маски та фотосесія у старовинній одежі
Гучна прем'єра: Як у Тульчині поставили оперу просто неба (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Прем'єра комічної опери на фестивалі в Тульчині: «Пробний камінь» влучив у ціль!
Враження гостей "Operafest Tulchyn". ФОТО та ВІДЕО
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 20 від 14 травня 2025
Читати номер