Наступила развязка в нашумевшем противостоянии между милицией и винницкой фирмой "Гермес", занимающейся выдачей справок при оформлении купли-продажи автомобилей. Суд "впаял" руководству фирмы 255 гривен штрафа за злостное сопротивление законным требованиям милиции, а милиция... вернула изъятые документы, не обнаружив после их проверки состава преступления.
Напомним, что две недели назад частное предприятие "Гермес" публично объявило действия сотрудников винницкой государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП) "грабежом средь бела дня". По предъявленному направлению на проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности, вызвавшему сомнение у "гермесовцев", сотрудники милиции вывезли из офиса всю документацию, печати и компьютерную технику. Заместитель директора Олег Оверчук оказался в больнице с сотрясением мозга, сотрудник милиции - сломал палец.
А само событие не на шутку напугало предпринимателей: ведь завтра проверка, подобная этой, может нагрянуть на любую винницкую фирму.
Виноват замдиректора, решил суд
По решению Ленинского райсуда, Олег Оверчук оказался виновным в злостном неповиновении законным требованиям сотрудников милиции. Суд применил к нему наказание в виде уплаты штрафа в размере 255 гривен по статье 185 Кодекса об административных правонарушениях. Примечательно, в тексте решения суда указано, что Оверчук совершил "злостное неповиновение требованиям милиции", при этом из формулировки, как того требует ст. 185, выпало слово "законным" (требованиям милиции).
Итак, 26 января в своем офисе предприниматель отказался отдавать собственный ноутбук (с которым он пришел на работу и который не числился на балансе). На Олега Оверчука, чтобы вырвать из его рук ноутбук, набросились пятеро милиционеров. Затем, заломив руки и защелкнув наручники, отвезли в отделение для оформления протокола об административном правонарушении.
В милицейской видеокамере "в нужный момент" села батарейка
В пояснениях на суде "гермесовцы" сообщили, что настаивали на том, чтобы милиционеры составили акт об отказе в проведении "незаконной" проверки.
- Дело в том, что вместо постановления суда или следователя, заявления о преступлении, которое проверяется, они показали липовое направление на проверку, в котором не были указаны ни проверяемый период, ни основания для ее проведения, - рассказал RIA адвокат Александр Белошкурский. - При этом все имущество фирмы "Гермес", в том числе и оригиналы документов, печати, деньги были изъяты без составления какой-либо описи вообще! На следующий день у милиционеров появилась версия о том, что они, оказывается, проводили осмотр места происшествия по заявлению о нарушении прав интеллектуальной собственности, которое им поступило утром 26 января. И тогда уже была составлена опись имущества, но без участия сотрудников фирмы.
Замдиректора сообщил суду о том, что происходящее в офисе фиксировалось на камеры внутреннего наблюдения. На диске, который он передал суду, видно, что Оверчук держит в руках ноутбук, который у него вырывают милиционеры.
- Зная о том, что в офисе ведется видеонаблюдение, я культурно просил милиционеров аргументировать законность их требований в проверке финансово-хозяйственной деятельности и изъятия компьютерной техники. Показали бы они должным образом оформленные бумаги, - я бы разрешил проверку. Кроме того, я никак не мог оскорблять милиционеров, тем более - не бил их. А уж тем более - не мог сломать палец милиционеру Максиму Иляшову! - добавил Оверчук.
Совершенно противоположные (!) сведения сообщили суду все пятеро сотрудников ГСБЭП: предприниматель Оверчук, якобы, покрывал их отборнейшим матом и, якобы, пытался ногами разбить собственный ноутбук.
Двумя неделями ранее начальник этого управления, полковник милиции Сергей Бевзенко сказал журналистам, что милиция также проводила видеосъемку, а видеозапись, сделанная предпринимателями, могла быть выгодно порезана, то есть, сфабрикована, чтобы повернуть ситуацию в выгодную сторону.
- Привлекаемое к ответственности лицо, за счет публичных выступлений, усиливает к себе внимание общественности, к своему предприятию, пытаясь таким образом избежать наказания, - добавил тогда на пресс-конференции офицер.
Вскоре интерес у журналиста RIA вызвали показания подчиненного Сергей Бевзенко, который сообщил суду о том, что "момент разбития ногами ноутбука правонарушителем Оверчуком" по досадным обстоятельствам не был отснят, потому что в милицейской видеокамере... закончилось питание.
Куда звонить
Вот круглосуточный номер телефона союза предпринимателей «СТЕНА», по которому винницкие предприниматели могут обратиться, если их права нарушают сотрудники правоохранительных органов, представители других проверяющих и контролирующих структур:
(0432) 692316
Что делать?
Порядка проведения проверок нет вообще
- Ст. 11 Закона о милиции действительно предоставлено право проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности, - говорит юрист Союза предпринимателей "СТЕНА" Владимира Конюшенко. - Но при выполнении следующего условия: предоставления направления, оформленного должным образом.
Одновременно этой же статьей предусмотрено, что порядок проведения проверок органами милиции устанавливается Кабинетом Министров. На сегодняшний день такой порядок не установлен. Учитывая положения статьи 19 Конституции Украины, которая говорит о том, что органы государственной власти действуют исключительно в рамках и в порядке, установленном законодательством, мы приходим к выводу, что если порядок проведения проверок не определен Кабмином, то наша милиция проводить проверки, не относящиеся к уголовному процессу (или оперативно-розыскной деятельности), не может вообще.
Уточните, относится ли проверка к уголовному процессу
- Вот что нужно знать предпринимателю, - продолжает Владимир Конюшенко. - Когда проверка касается уголовного процесса.
Право на проведение проверок сотрудниками подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, как и другими органами МВД, дает:
- запись в журнале регистраций заявлений, сообщений о преступлениях с информацией о действиях, которые носят (или могут носить) уголовно наказуемый характер. Если в органы милиции, в том числе в ГСБЭП, поступает такое заявление, оно должно быть зарегистрировано в этом журнале. И о наличии такого заявления предпринимателю нужно спросить. Сама проверка проводится путем получения объяснений, допросов, выемки документов или проведения обыска, милиция также имеет право требовать проведения инвентаризации и ревизии соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности.
Если сотрудники ГСБЭП, придя на фирму, декларируют свое намерение проверить информацию о преступлении, которое зарегистрировано в предусмотренном законом порядке и проводили бы эту проверку путем, предусмотренном Уголовно-процессуальным Кодексом, а именно получением объяснений и истребования документов, в их действиях нарушения законодательства не было бы.
А вот оригиналы документов могут изыматься исключительно в рамках проведения следственных действий при расследовании уголовных дел. Или в ходе проведения выемки, которая проводится на основании постановления следователя, или в ходе проведения обыска, который производится на основании постановления следователя или суда. Других возможностей получить сотрудникам правоохранительных подразделений оригиналов документов от субъекта хозяйствования законом не предоставлено.
У вас в офисе должен быть составлен полный перечень (список, опись) изымаемых у вас документов. Копия описи с подписями должна остаться у вас. Пропадёт один документ, пропадёт у вас доказательство, пропадёт право на возмещение того или иного долга, налога. И потом опытные милиционеры, перекрутив всё, могут возбудить против вас уже реальный криминал.
Таким образом, милиционеры просто прийти на проверку, не аргументируя это наличием зарегистрированного в установленном законом порядке заявления о преступлении или проведением следственных действий, не могут.
Что имеет право делать милиция при оперативно-розыскном деле?
Что может делать ГСБЭП при оперативно-розыскном дел? Для проведения любых действий под прикрытием оперативно-розыскных мероприятий сотрудники милиции должны четко и однозначно назвать номер заведенного ОРД, в рамках которого они проводят те или иные оперативные мероприятия, в том числе и проверки.
Касаемо ситуации с фирмой "Гермес": ни один из действующих законодательных, подзаконных нормативных актов не давал права сотрудникам милиции изымать оригиналы документов без наличия соответствующего постановления следователя или суда. Винницкие милиционеры не имели права проводить проверку в офисе без наличия соответствующего заявления о преступлении, зарегистрированного в предусмотренном порядке. Как известно, оперативники предъявили "Гермесу" только направление на проверку финансово-хозяйственной деятельности. А заявление о преступлении, переданное в милицию представителем иностранной компании 26 января о нарушении в использовании программного обеспечения, всплыло только на суде, который наказал Олега Оверчука за злостное сопротивление. Скажите, наша милиция так быстро, в этот же день, всегда реагирует на заявления об использовании нелицензионного оборудования? Это притом, что сама же милиция использует ворованное программное обеспечение у себя в кабинетах!
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 17 від 23 квітня 2025
Читати номер