Например, Оксана, которая месяц назад решила рассчитаться за квартплату и кабельное телевидение в одном из банков, зареклась это делать в ближайшем будущем. Пока деньги дошли по назначению, кабельное уже успели отключить...
Другая девушка, Люда, обнаружила, что зарплата на ее карточку "дошла" только спустя четыре дня после того, как предприятие сделало необходимые перерасчеты...
Похожие трудности испытывают и предприятия, рассчитывающиеся перед клиентами или поставщиками.
СМИ уже окрестили такие процессы, как начало явления под названием "уйти в кеш". Все то и дело говорят, о том, что число тех, кто предпочитают наличность, растет с каждым днем.
Кризис ликвидности
Например, как пишет издание "Деловая столица", обострение дефицита ликвидности вылилось в марте в систематические задержки платежей. Эксперты оценивают объем зависших в банковской системе средств в 8-10 млрд грн и настойчиво советуют компаниям и рядовым украинцам переходить на расчеты наличными. Торговые предприятия уже начали вывозить деньги чемоданами, чтобы расплатиться со своими поставщиками, и все с большей неохотой принимают платежные карты у покупателей. Избегать банков пытается и население: оплата коммунальных услуг все чаще происходит в кассах ЖЭКов, а кабельного телевидения, телефона и Интернета - в обслуживающих компаниях.
Первыми жертвами платежного кризиса в Украине стали предприятия, которые еще в конце 2008 г. не могли своевременно получить перечисленные средства. "В январе-марте время прохождения денег по счетам увеличилось еще больше. Минимальный срок зачисления средств абонентов, поступающих в оплату наших услуг, сейчас составляет два-три дня, максимальный - десять суток и более", - рассказала "ДС" руководитель отдела PR компании "Воля" Алина Сигда. "У нас регулярно возникают проблемы с зачислением наличной выручки. Мы постоянно сталкиваемся с опозданием на два дня, а недавно задержка поступления денег достигла двух недель", - дополнил ее начальник отдела кредитных операций VolWest Group (сеть супермаркетов "Наш Край") Михаил Сумовский.
Карточный счет
Системой с недавних пор стали задержки карточных платежей: минимальный срок зачисления средств на счета сегодня составляет два-три дня, максимальный - пять-семь. "Если раньше деньги покупателей, рассчитавшихся за товары при помощи карты, поступали к нам на счет в течение одного-двух дней, то сегодня на это уходит два-три дня", - отметил в интервью "ДС" генеральный директор ООО "Квиза-Трейд" (сеть супермаркетов "Велика Кишеня") Игорь Душко. Торговцы и предприятия сферы обслуживания тут же нашли выход из положения: всеми правдами и неправдами начали ограничивать прием к оплате платежных карт. "Дошло до того, что в некоторых торговых точках появились списки банков, чьи карты не принимаются к оплате. Это можно пояснить только одним: финучреждения, обслуживающие эти магазины, опасались неполучения денег по карточной транзакции от банков-эмитентов, которые находятся под контролем временной администрации или испытывают финансовые затруднения", - сказал "ДС" начальник управления организации карточных программ банка "Хрещатик" Сергей Головань. "Аналогичным образом поступила и наша компания. Мы обратились к абонентам с рекомендацией не оплачивать услуги через «Родовид Банк», а также "Надра" и "Киев". Например, с последним у нас сложилась просто критическая ситуация: к началу февраля сумма долга этого финучреждения перед компанией достигла нескольких сотен тысяч гривен. Похожее происходит сейчас и с некоторыми другими банками", - дополнила его Алина Сигда.
Не обошел платежный кризис и рынок мгновенных денежных переводов. "Типичной стала ситуация, при которой их выплата происходит не на протяжении 10-15 минут, как это было ранее, а в течение дня. Иногда задержки достигают нескольких суток", - сообщил в интервью "ДС" заместитель председателя правления банка "Финансы и Кредит" Игорь Львов. Хотя при таком поведении платежные системы имеют право разрывать отношения с финучреждениями, однако, как сообщили "ДС" в НБУ, таких случаев в январе-марте зафиксировано не было. Напомним, что 13 марта в Украине зарегистрирована 21 международная система денежных переводов, а пальма первенства оставалась за Western Union, "Анеликом", "Лидером" и "Юнистримом".
В сумме общий объем задержанных перечислений в стране, по оценкам финансистов, к середине марта достиг 8-10 млрд грн, количество банков, затягивающих платежи, - 75-80. Чаще всего просрочивают выплаты и зачисления денег на счета финучреждения, в которых НБУ была введена временная администрация либо назначен куратор.
Время нала?
По данным НБУ, со второго февраля по третье марта остатки на корсчетах финучреждений упали сразу на пять миллиардов гривен. (до 13,2 млрд), общий отток депозитов юридических и физических лиц в январе-феврале составил 37,3 млрд грн. (10,4%). Финансисты не скрывают, что используют поступающую наличность либо безналичные перечисления для латания дыр в своих платежных календарях: приняв у клиента живые деньги для оплаты, направляют их на погашение текущих обязательств, например на расчет с вкладчиками.
Население и предприятия нашли простой способ борьбы с затягиванием банковских платежей - начали выметать со счетов остатки и осуществлять расчеты наличными. "Если раньше через 15 дней после получения зарплаты клиенты оставляли на своих картах порядка 30-40% поступлений, то сегодня - не более 15%", - рассказал Сергей Головань. Чтобы оперативно получать деньги, предприятия сферы обслуживания начали создавать собственные кассы и принимать наличными оплату коммунальных услуг, кабельного телевидения, Интернета и пр. При этом, правда, они параллельно продолжают работать с избранными финучреждениями. "Столкнувшись с задержкой и даже остановкой платежей через некоторые банки, мы предложили абонентам пользоваться для оплаты наших услуг финучреждениями, более оперативно осуществляющими платежи, а также платежными терминалами и on-line оплатой с помощью карточек через наш интернет-сайт", - сказала "ДС" Алина Сигда из компании "Воля".
Однако, у управляющего винницкого филиала "ОТП-банка" Богдана Ропотилова, на сей счет свое мнение. По его словам, если банк создал себе хорошую репутацию и не допускал задержек по выплатам, клиентов у него только добавляется. Словом кто-то теряет, а кто-то находит.
- За последнее время, у нас число клиентов значительно увеличилось, - говорит банкир. - Это следствие того, что клиенты почувствовали некую стабильность и надежность, ведь за все время мы не допустили никаких задержек с выплатами.
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 19 від 7 травня 2025
Читати номер