Что такое самооценка и почему она бывает низкой?
Самооценка человека - это некий образ, который возникает в его подсознании, когда он о себе думает. Каждый человек сам создает оценку себя на протяжении всей жизни от рождения и до старости. Он сам создает себе образ самого себя, поэтому именно он в силах повысить или понизить самооценку.
Завышенная самооценка встречается гораздо реже, чем пониженная. Это объясняется тем, что человеку свойственно принимать хорошее и позитивное как данность, а на плохом и негативном надолго концентрировать внимание. Тем самым ухудшая свой образ и занижая себе оценку.
Дети подросткового возраста весьма уязвимая часть населения в плане формирования адекватной самооценки. Это происходит в связи с тем, что сейчас ребенок проходит заключительные этапы формирования личности, он определяет свое место в мире и отношение к этому миру, у него складываются жизненные позиции и вырисовываются стереотипы поведения.
Причиной заниженной самооценки у подростка становится воспитание. Родители, воспитатели и учителя закладывают базу для положительной оценки себя. Если ребенку с младенчества говорят о том, что он ни на что не годен, то в подростковом возрасте это выразится в низкой оценке себя и не возможности принимать решения и быть полноценной личностью.
КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА - СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКА
Если в семье у юноши или девушки появились проблемы в поведении, то родителям предстоит решить как повысить самооценку подростка. Потому что родительский долг заключается в том, чтобы помочь своему чаду справиться с возникшими психологическими проблемами.
В этом деле главное, не переусердствовать, потому что фальшь и притворство родителей дети воспринимают очень чутко и могут принять это на свой счет и еще более усугубить ситуацию. Для того чтобы подросток чувствовал себя адекватно и имел возможность формировать положительную самооценку нужно соблюсти некоторые условия:
1. Хвалить за заслуги и критиковать по существу, то есть ошибку или поступок, а не самого ребенка;
2. Уважать сына или дочь и уделять им достаточно внимания;
3. Признать право подростка на личную территорию.
Несколько конкретных советов по общению родителей с подростком, у которого занижена самооценка:
1. Любить ребенка за то, что он есть;
2. Интересоваться делами подростка;
3. Доверять словам и поступкам юноши или девушки;
4. Признать его цельной и самостоятельной личностью;
5. Научить подростка отказывать в том, чего он не хочет делать;
6. Четко определить обязанности и права ребенка;
7. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
8. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
9. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
10. Поощряйте в ребенке инициативу.
11. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
12. Найти общие интересы с подростком и проводить с ним больше времени;
13. Дать возможность показать себя в другом коллективе;
14. Не сравнивать его с другими людьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра);
15. Вселить в ребенка уверенность в том, что родители в него верят и всегда поддержат.
16. Помните, что отрицательная оценка - враг интереса и творчества.
17. Ругать ребенка можно только за конкретные поступки, а не в целом.
18. Анализируйте вместе с ребенком его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
19. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПОДРОСТКУ С ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ
Поскольку повышение самооценки - это процесс сильно растянутый во времени, то нужно максимально полно в этом вопросе задействовать и самого подростка.
1. Все похвала (комплименты) принимать с благодарностью и отвечать просто "спасибо".
2. Научиться любить свое отражение.
3. Заниматься тем делом, которое действительно нравится.
4. Не ругать и не корить себя.
5. Не сравнивать себя с кем-либо.
6. Общаться с позитивными людьми.
7. Составить список своих положительных качеств, их должно быть как минимум 20.
8. Совершать добрые поступки.
9. Записать все свои достижения и постоянно перечитывать этот список.
10. Постоянно говорить себе жизнеутверждающие фразы.
11. Читать книги и слушать аудиозаписи, направленные на повышение самооценки.
НЕ НАКАЗЫВАЕМ:
1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
3. Сразу после душевной или физической травмы.
4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...
НАКАЗАНИЯ: ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
3. За один раз - одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
4. Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, - никогда!
6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
8. Наказан - прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у ребенка чувство "вечно виноватого".
9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
ЕСЛИ ХВАЛИТЬ, ТО ПРАВИЛЬНО
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми...". Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
4. Нельзя хвалить из жалости.
5. Из желания понравиться.
ПОХВАЛА И ПООЩРЕНИЕ: ЗА ЧТО?
1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит ребенку веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.
Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:
1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим - слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" - если хотите воспитать настоящего мужчину.
"СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ" «вконтакте» ссылка: https://vk.com/public84400180 Хорошего всем настроения! Удачи во всем!