Легендарная Ольга Арефьева рассказала "RIA" о своей грусти, мистической книге, интересу к украинской народной песне, прошлой жизни и погружению в иные миры
"Все это тебе снится", - проплывет перед глазами всех, кто зайдет на официальный сайт Ольги Арефьевой и группы "Ковчег". Когда слушаешь ее неимоверно сильный и чистый голос, пускаешь в свое сердце строчки глубоких песен, наблюдаешь за дивными движениями чудо-человечков ее театра "KALIMBA", не покидает ощущение, что где-то уже это видел... Может, снилось? Или снится?..
"Браво!" и "Еще!" - не желали прощаться с Арефьевой винничане. Восторг, которого хватило бы на самый большой стадион, - долгожданная встреча с легендарной рок-исполнительницей прошла 25 октября в Доме офицеров. До своего приезда Ольга Арефьева ничего не знала о Виннице. Для нее города похожи один на другой, она не запоминает названия залов, в которых выступает, и улиц, по которым после гуляет. Она запоминает ощущения.
Ольга Арефьева вообще человек настроения. Она не любит глупых вопросов, общение с прессой и раздачу автографов. При этом Ольга Арефьева обожает свое дело - такого добра у нее много: группа "Ковчег", перформанс-группа "KALIMBA", тренинги "Человеческая комедия", мистическая проза и бесконечное познание себя.
- Жизнь состоит из противоположностей и даже в веселье есть момент грусти, а в грусти всегда есть момент радости, - уверена Ольга Арефьева. - Помните значок "инь-янь"? Там в кружочке белое зигзагом разделено с черным: в белом есть точка черного, а в черном - точка белого. Это некое единство, которое мы не можем игнорировать. Когда я составляю программу концерта, в ней не могут быть только веселые песни - это неинтересно. Я испытываю наслаждение от реализации того, какая я есть. А во мне очень много грустного... Не могу сказать, что это плохо - это так, и все. Мы наслаждение испытываем не из-за того, что радуемся, а из-за того, что попадаем в себя. Веселиться - дело щенячье. Или свинячье. Радоваться в жизни нужно заслуженно, когда настал момент - все сошлось. Эта радость не всегда ха-ха, хи-хи и прыг-прыг. Бывает торжественное молчание, может быть, на вершине горы... И никакая улыбка в этот момент на лице не блуждает.
- Кому вы дали первому прочитать свою книгу ("Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной" увидела свет в сентябре)?
- Есть несколько людей, которым доверяю. Они, кстати, все занимаются у меня на тренинге. Вместе со мной они играли в слова, даже некоторые их фразы вошли в книгу. Они-то и были моими первыми читателями... Даже нет, в рукописи надо было быть не столько читателем, сколько очень придирчивым "человеком с микроскопом", который бы нашел неувязки. В принципе, это соавторская функция - не расслабленная, а наоборот - очень ответственная.
- Если бы сейчас вы начали писать книгу, что-то изменили бы?
- Вопрос не имеет смысла, это какое-то деление на ноль. Ведь у каждого произведения есть свое лицо. Представьте, вы родили ребенка, а потом вам задали вопрос: "Если бы вы рожали снова, сделали бы ребенка с другим лицом"? Ребенок - нечто или некто, в чем мы соавторы только в определенной степени. Мы его родили, но почему он получился такой? Здесь природа, Бог или само течение жизни больше авторы ребенка, чем человек. И точно также писатель. Он ничего не может сделать сам: пишет то, что пишет, и не иначе.
- Какие у вас появились новые увлечения?
- Это не новое все. В каждом увлечении есть свое развитие. Есть корень, который зародился давно, а потом он пророс. Я не могу назвать новым народную песню, но это мое ныне действующее увлечение, которым занимаюсь. Или то, что я почувствовала призвание преподавать, тоже случилось не сейчас, а еще когда-то, может, в самой ранней молодости, когда я аэробику преподавала. Сейчас я это чувствую все больше и больше - кроме "Человеческой комедии", которой пошел пятый год, я начала проводить вокальный тренинг. Очень долго у меня люди это просили. А я не очень хотела по многим причинам. Нужно почувствовать момент, когда хорошо понимаешь, откуда ты ведешь людей, как и куда. Плюс - сами люди имеют намерения, они толкают меня, чтобы я их вела. Когда эти силы совпадают и совмещаются, появляется событие. Вот сейчас мы буквально раз пять позанимались с новой группой - она очень большая, и мы только начали друг к другу притираться. Это можно назвать новым, но, с другой стороны, я всю жизнь этим занимаюсь.
- Вы знакомы с украинской народной песней?
- Знакома. Я бы, безусловно, с удовольствием послушала аутентичные украинские народные песни. Постараюсь тут купить фольклорные диски. Я люблю оригиналы, к переделкам ощущаю неприязнь - не люблю, когда из народной песни делают что-то другое.
- А что ощущаете, когда ваши песни поют?
- Меня это не особо трогает. Пока что я лучше всех пою свои песни. Если встречу что-то более сильное, возможно, мне это будет интересно.
- Как рождаются образы песен и театра?
- Исключительно ассоциативно, подсознательно. Интуиция, с одной стороны, кажется какой-то зыбкой вещью, а с другой - она абсолютно надежна. Также и с театральными образами к песням - они совмещаются как вилка с розеткой, и мы не можем это как-то волюнтаристски изменять.
- Похоже, что ваша главная задача - познание себя. Какие можете дать практические советы? Что могут делать люди, скажем, в домашних условиях, чтобы познать себя?
- Хоть в домашних, хоть в любых. Это можно назвать рефлексией, наблюдательностью - когда мы смотрим на себя со стороны. Мы плачем, захвачены эмоциями, или радуемся, но в каждый момент у нас есть некая неподвижная точка, которая на это все смотрит: "Да. Я сейчас радуюсь/плачу. Я захвачена эмоциями". Во всей этой жизни есть какой-то элемент сна, элемент кино, которое нам показывают для того, чтобы мы чему-то научились. Мы очень часто им увлекаемся, но всегда можем сделать от него шаг в сторонку. Этот момент - жест силы. Не всегда на это хватает энергии, но надо это делать как можно чаще. Это не мозги и не эмоции - эдакая позиция наблюдения. А с другой стороны - моя книга совершенно сновидная. Это та самая сэкономленная сила, которую мы не потратили на эмоции и можем ее использовать, чтобы создавать другие миры. Оказывается, что они на равных правах могут сосуществовать с этим миром, что все дополнительные реальности такие же полноценные. То, что я проживала в книге, для меня было не менее важным, чем то, что я проживала в жизни. Может, иногда даже более важным. И это ко всем относится. Например, девушка пишет письма кумиру, который вообще живет на другой стороне планеты. Эта любовь, может, и придуманная, и общение воображаемое, но она в ней живет больше, чем, скажем, в институте, в котором сейчас учится. Так что сила воображения, сознания не такая уж маленькая. Она, может быть, даже вообще самая большая сила в этом мире.
- Вы влюбчивый человек?
- Нет.
- Опишите состояние, когда влюблены.
- Почитайте книжку, там это есть.
- На какие еще вопросы читатели смогут найти ответы?
- Это не вопросы-ответы, это глубокое погружение в рядом стоящий мир - очень сильный и яркий. Не надо думать, что я его сочинила, я в него входила и выходила, и приносила оттуда дары: то, что смогла зафиксировать и материализовать. Теперь вслед за мной туда также можно войти и читателю...
- Как думаете, кем вы были в прошлой жизни?
- Скорее всего, жизней было много. Думаю, была японская жизнь, где я была мужчиной, также была индейцем-мужчиной - это то, что лучше помню. Больше - не знаю... Может, что-то близко к России было, а может - и нет. На самом деле, у нас у всех много жизней. Есть, конечно, люди, которые в первый раз на Земле. Они осваивают совершенно первичные вещи: как ходить, говорить, как друг друга уважать. "Вася, ты меня уважаешь"? - это вопрос из первичности.
- Когда вам бывает страшно?
- Не знаю... Бывает иногда.
- Кому в этот момент звоните?
- Ну тут надо звонить разве что самой себе. Некоторые проблемы не могут решить другие люди, но если они будут рядом - приятно. В принципе, я - человек коллективный, и несколько близких людей всегда рядом со мной.
- Вы любите одиночество?
- Я редко бываю совсем одна, а с другой стороны - внутри я всегда в какой-то степени одна.
- Лучшее для вас время суток для написания песен и книг?
- Это не имеет расписания. Тем более что это не одномоментно. Опять же, какие-то корни тянутся издалека, какие-то состояния переживаются годами - ты можешь это сформировать в комочек, а можешь не формировать. Я, кстати, в последнее время стала пренебрегать фиксацией. Видимо, из-за того, что в книгу очень многое вложила.
- Какую последнюю книгу вы прочитали?
- Я одновременно читаю штук двадцать книг. Что сейчас закончила? Не знаю. Я веду рассылку "Заповедник бумажного тигра". Тот, кто хочет узнать, что я именно читаю, может туда зайти и сразу прочитать 100-200-300 книг - это будет более адекватный ответ на вопрос. Каждая книга, по сути, мозаика жизни, а из нее уже что-то складывается. Если в целом глянуть, можно больше понять, чем, если их, как стеклышки, рассматривать.
- Как вы любите отдыхать?
- Я все время отдыхаю. Это выражается в том, что я делаю лишь то, что хочется. Если я пою на концерте, читаю книгу или веду тренинг: я работаю или отдыхаю? Мне часто после этого лучше, чем до того, даже если я физически устану.
- Значит, вы счастливый человек?
- Вопрос!? Наверное, счастливый... Но это не означает, что мне очень легко живется. Живется трудно. Трудности все в голове, которая осмысливает этот мир, все время ставит какие-то проблемы, а на некоторых из них нет решений. Мне не все понятно в этом мире и не все в нем нравится. Что с этим делать? Серьезный вопрос, на который приходится искать ответ ежесекундно, и он не находится. Не знаю, может, я непонятно выражаюсь, но для меня это все понятно. И я, кстати, довольно много знаю людей, которым приходится так же. В школе жизни это, пожалуй, эквивалентно 9-10-му классу. Это высшая математика бытия. Она очень сложная.
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.