Винничане уже привычны, но вот люди, побывавшие за границей, не перестают удивляться и нашим ценам, и нашим товарам. Ну почему в Европе можно купить кашемировое пальто известного испанского бренда Zara за 169 евро (1021 грн), а в Виннице мало-мальски фирменное пальто стоит уже три тысячи гривен? И почему на лейбле дорогих (780 гривен!) французских женских брюк предательски выбиваются китайские иероглифы?
Магазины "в законе"
- Не должно быть понятия «высокая цена - гарантия качества», - говорит главный специалист областного управления по защите прав потребителей Юрий Марусниченко. - Качественным должен быть товар и за тысячу гривен, и за сто гривен.
Если раньше жалобы потребителей приблизительно в равной степени касались продукции, купленной на рынке и в магазинах, то сейчас соотношение изменилось "в пользу" магазинов.
- В большей степени это касается не торговых центров, а небольших торговых точек, - говорит Юрий Константинович. - За этот год поступило десять жалоб на швейные изделия, и 35 - на обувь. И это только официально зафиксированные, а есть еще десятки звонков в день, когда люди консультируются, как поступать в той или иной ситуации. (Лидер по количеству жалоб - один из наиболее известных бутиков, позиционирующий себя как всесезонный - ред.) Но с ними всегда трудно работать, поскольку там не выдаются расчетные документы (чеки).
Специалист еще раз напоминает главную заповедь потребителя - везде требовать чек. И признает, что времена цивилизованных отношений между продавцом и покупателем еще не наступили. По крайней мере, не везде. Поэтому покупатель должен быть юридически подкован, осведомлен о своих правах и настойчив. Но не всегда и это помогает.
- Вот приходил к нам человек - возмущался: "Вы, мол, тут сидите, деньги получаете, а правды не добьешься". Ему в магазине не выдавали чек. Пришлось идти с ним - чек действительно не выдавали. Когда представился, начал общаться в администрацией магазина, они сразу же достают мобильный, звонят то ли какому-то прокурору, то ли судье. Дескать, пришел представитель государственной службы и требует взятку в виде пары обуви! И передают мне трубку, и я еще слушаю какие-то выговоры. Ну, вы только представьте!..
Самая дорогая вещь, за которую приходилось "воевать" управлению, - норковая шуба за 18 тысяч гривен. Через два месяца она... облысела. Но у покупателя не было чека, и представители магазина сказали, что это поклеп.
- Очень большая проблема и в том, что обувь и одежда не имеют соответствующей маркировки. Просто нет информации на украинском языке, нет сертификатов, нет гигиенических выводов. И потребитель часто просто не владеет информацией, как обращаться с той или иной вещью, - констатирует Юрий Константинович. - Вот вы, например, знаете, что нельзя носить лакированную обувь при температуре ниже -5? Потому что кожа начинает лопаться. И при этом существует такой нонсенс, как лакированные сапоги с зимним мехом внутри.
Сам господин Марусниченко на базаре не скупается и говорит, что на его требование в магазине всегда выдают чек. А уж что касается качества вещей, и особенно обуви, то он в этом подкован.
Понты дороже денег
Джинсы Levi Strauss последних коллекций в Италии стоят от 80 евро. В Виннице - 879 гривен. Полусапожки элитной фирмы Baldinini - от 120 евро, сапоги - от 180 евро. Мужская джинсовая фирменная куртка с мехом - 169 евро. Кашемировое пальто Zara - в ту же цену. Норковые полушубки стоят от 900 евро, шубки длиной по колено - 1300-1400 евро. И это цены магазинов, не оптовых баз. Печальные для наших кошельков сравнения можно продолжать.
Поэтому многие соотечественники ездят в Италию и, вообще, в Европу, на шопинг. Но с драконовскими порядками в наших консульствах большинству украинцев туда дорога заказана. Покупать приходится дома. Часто втридорога.
За растаможку импортной одежды украинским предпринимателям приходится платить от 12 до 30% пошлины. Эта пошлина должна быть не меньше чем шесть евро за единицу одежды. Плюс 20% ПДВ - в данном случае налог насчитывается, исходя из вышеупомянутой пошлины. Другими словами, налог на налог.
Существенно подымает стоимость вещей аренда торговых помещений. Итальянец Лука Раччиоли вынашивал планы открыть в Виннице мебельный магазин. Но когда узнал, в какую сумму ему обойдется аренда помещения, от своей идеи отказался.
- Пятнадцать тысяч долларов в месяц! - негодовал Лука. - Да сколько ж мебели я должен продать?! И по какой цене?!
Винничанам же, в отличие от итальянца Луки, деваться некуда. Надо делать бизнес в предлагаемых условиях. И еще бизнес должен быть рентабельным. Отсюда и слишком уж дорогая Турция, и совсем уж заоблачная Франция. А еще торговцы всегда могут рассчитывать на нашу украинскую натуру: будем недоедать, недопивать, с просрочкой платить за квартиру, но с мобилкой, которая стоит больше, чем зарплата, и, конечно же, при полном параде.
- Понты - это какая-то сугубо украинская черта, - говорит бывшая винничанка, ныне живущая в Италии, 26-летняя Лариса Кулик. - Вернее, это характерно для постсоветского пространства. Украинки, которые недавно приехали, всегда очень заметны в толпе: они всегда на высоких каблуках и всегда с броским макияжем. Итальянец никогда не пойдет покупать джинсы стоимостью двести евро, если он питается одними макаронами. Вообще, тут в отношении одежды ты начинаешь быть немножко пофигистом. Но если ты заинтересован всегда нарядно выглядеть, то здесь это обойдется гораздо дешевле, чем в Украине.
Как выход
- Последние два года я скупаюсь в Киеве, - говорит модный журналист Анна Колесник. - Почему? Там больше качественной одежды, представлены бренды, которых в Виннице просто нет. И, опять же, мой чудесный 34 размер одежды - в нашем городе его очень трудно найти. Для примера - пальто Beggon в Киеве стоит на 400 гривен дешевле, чем в Виннице. Там оно идет на распродажу, а у нас в «Магицентре» висит по цене, как минимум, последней коллекции.
На распродажи советую ездить в конце сезона. Лучше сразу идти в какой-то большой торговый центр – «Караван» или «Глобус». Это экономит и время, и деньги. Последний раз я ездила на шопинг в столицу в конце лета - на полторы-две тысячи гривен купила все-все-все. Еще один плюс Киева - на протяжении 14 дней можно вернуть вещи, и при этом выражение лица продавцов не изменится, они относятся к этому спокойно. Я так сделала однажды: пиджак, который я купила, дома мне просто разонравился. А вот когда я в винницкий магазин обуви, который себя позиционирует, как престижный, принесла туфли, у которых через неделю отвалился каблук, то мне ни денег не вернули, ни товар не обменяли.
Для тех, кто любит эксклюзивные вещи, можно посоветовать стать клиентами винницких дизайнеров, хотя этот вариант не из дешевых. Существенный минус - большинство модельеров шьют для женщин.
Самым дорогим из дизайнеров, к которым за комментариями обратилась «RIА», оказался Владимир Подолян. Собственно, его вещи в Виннице уже не продаются - только в Киеве, на бульваре Шевченко. И стоят они от трех до шести тысяч гривен. Кстати, "фишка" дизайнера - интересный и сложный крой, пришлась по вкусу не только жителям столицы. В английском доме моды "Ателье №1" представлены только два украинских дизайнера - Владимир Подолян и Лилия Пустовит.
Платья, юбки, блузы и пальто от Александра Очеретного можно приобрести в магазине "Дресс-код" на Соборной либо же непосредственно у него в студии. Самая недорогая вещь от Очеретного обойдется в 150 долларов. Самая дорогая - около тысячи у.е. Его "почерк" - дорогие, роскошные ткани и фурнитура и женственные силуэты.
Елена Соколова пока что шьет непосредственно только для заказчиц, ее вещи еще не продаются в магазинах. Поэтому ей трудно говорить об их серийной стоимости. "Но цены вполне разумны и зависят от сложности кроя и качества ткани", - уверяет Елена. Брюки могут стоить 300-400 гривен, пальто - 1000-1500. Вещи от Соколовой отличает необычное сочетание цветов, фактур, мягкие линии силуэта.
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 38 від 17 вересня 2025
Читати номер