Чтобы взять комментарий, звоним начальнику колонии по телефону, указанному на сайте Винницкой госпенитенциарной службы – робот говорит, что такого номера не существует. Набираем 109, получаем иной номер. Спрашиваем, правда ли, что «зэки» голодуют.
- Вы что? Кто вам такое сказал? Отродясь такого не было! Едят, еще и как едят – все едят! – отвечает бойким суржиком женский голос. Когда попросили представиться – отсылают «в канцелярию». Но вместо ответа канцелярии… визг факса.
«Спасите наши жизни»
19 августа правозащитникам позвонил мужчина и сказал, что ему и еще около пятнадцати осужденным грозит опасность жизни и здоровью. Что он готов к любым действиям со стороны общественности, в том числе и огласке информации, распространению фамилий осужденных, лишь бы спасти их жизни. Мужчина повторил несколько раз: если не произойдет никаких действий со стороны представителей общественности, то «жить нам осталось меньше суток».
- Эти люди, и я в том числе, все бывшие помощники администрации. Я, например, работал дневальным штаба. Сознаюсь, что в силу своей работы причинил людям много горя. Когда я приехал этапом, представители администрации нашли ко мне "ключ", пообещали условно-досрочное освобождение. Я был дневальным и на изоляторе, и на карантине, пользовался возможностями, которые не имеет ни один заключенный, - сказал в телефонном разговоре заключенный. - А теперь нас всех пятнадцать человек из числа "хозобслуги" - это работники кухни, санчасти, дневальные штаба и другие, как отработанный материал отдают на растерзание другим осужденным. Мы все находимся в первом отряде и сегодня первый заместитель начальника колонии Лысак Сергей Николаевич и оперативник Бабошко вызвали нас всех и сказали, что "у вас сутки до перевода на другой отряд". А на другом отряде с нами разговор короткий, осужденные берут трубы и нас просто убивают. Вчера двоих перевели на пятый отряд, так осужденного Косована Александра поломали трубами и он сейчас в критическом состоянии с многочисленными телесными повреждениями. А над осужденным Бачинским глумились и издевались другие осужденные. Мы уже сутки не принимаем пищу в знак протеста против неизбежной расправы над нами, которая нас ждет в любом другом отряде. А Лысак говорит: "Звоните, куда хотите, я вас закатаю».
- Мы просто знаем много информации. Мы знаем о том, что на промзоне систематически изготовляют сабли, ножи, продается медь, знаем о том, куда деваются продукты питания, предназначенные на суточное довольствие для осужденных. К примеру, из 200 килограмм мяса в котел для осужденных попадает только 40. Мы готовы рассказать такое, и подтвердить доказательствами, чего не знает и не расскажет ни один осужденный. Мы - носители информации, опасной для администрации.
Из неофициальных источников, по одной из версий, которую озвучили сотрудники пенитенциарной службы, этих заключенных так наказали за воровство на кухне и то, что потом украденные продукты «хозобслуга» перепродавала другим заключенным.
Адвокатам вход строго воспрещен!
На следующий день, 20 августа, в Стрижавскую колонию направилась адвокат от Винницкой правозащитной группы Наталья Гурковская. Примерно в три часа дня адвокат попросила встретиться с руководством колонии.
- Я сразу спросила, кто может дать разрешение на свидание с осужденными для оказания им профессиональной юридической помощи? У меня заранее были заготовлены все необходимые документы отдельно на каждого из восьми осужденных, фамилии которых упоминались в публичной сфере, - рассказывает Наталья Гурковская. - Все бумаги начала регистрировать в канцелярии. Но со временем выяснилось, что начальника в заведении нет и невозможно найти заместителя, который наделен полномочиями завизировать пропуск на посещение адвокатом осужденных. Но мне показалось, что эти преграды относительно допуска меня к осужденным администрацией колонии создаются искусственно, о чем я сообщила в канцелярии, ссылаясь на нормы закона, предусматривающие уголовную ответственность за препятствование допуску адвоката к клиенту. Ко мне вышел заместитель начальника колонии Жупанов, который сообщил, что не наделен полномочиями разрешить свидание с заключенными. Он ссылался на какие-то внутренние инструкции, которые позволяют визировать свидания осужденных с адвокатом исключительно начальником учреждения. Дождавшись 17.30, у меня сложилось впечатление, что администрация заведения намеренно тянет время, чтобы в 18.00 сообщить об окончании рабочего дня и невозможности осуществить свои профессиональные функции. Я на месте составила заявление о преступлении, которое в 18.00 зарегистрировала в прокуратуре.
Телефонистка из дежурной части сообщила, что начальника нет, сказала ожидать заместителя – Сергея Лысака. Кроме того, именно в то время у Лысака был по графику прием граждан. Но в той самой комнате приема граждан – его не было.
Правозащитникам удалось 21 августа дозвониться в дежурную часть колонии. И они узнали, что начальник-то колонии вообще на больничном, а вместо него - Сергей Лысак! Тот самый, на кого жалуются осужденные.
Журналисты RIA тщетно пытались дозвониться Сергею Лысаку – связывать нас с ним никто не хотел.
- Можно констатировать, что администрация колонии № 81 скрывает осужденных, которые обратились за помощью к правозащитникам, а также препятствует профессиональной деятельности адвоката, - говорит правозащитник Андрей Диденко. - Эти действия говорят сами за себя, потому что если нет нарушений прав человека, зачем же препятствовать адвокату выполнять свои профессиональные обязанности? Однако, когда независимый адвокат встретится с клиентами, зафиксирует нарушение прав человека и начнет через правовые механизмы бороться за права своего подзащитного, тогда всплывут злоупотребления, которые пытаются скрыть пенитенциарии. А пока нет контакта с адвокатом, с жалобщиками можно найти «общий язык», пообещать условно-досрочное освобождение или запугать. Да и, судя по практике, призрачным оказывается и прокурорское реагирование, так чего ждать от прокуратуры, если даже убийства остаются незамеченными, как это происходило в Бучанской исправительной колонии.
В колонии все спокойно
Реакция прокуратуры и Винницкой пенитенциарной службы была ожидаемой. Уже на следующий день эти два госучреждения распространили заявления, что никаких нарушений прав человека в колонии не было и что правозащитники врут.
“Для проверки информации была создана рабочая группа. Также в этот день исправительную колонию посетили представители прокуратуры Винницкого района, Международного комитета защиты прав человека и члены наблюдательной комиссии, - говорится в заявлении винницких тюремщиков. - В присутствии представителей прокуратуры осуществлен комиссионный медицинский осмотр на наличие телесных повреждений осужденных Бачинского и Косована. При осмотре жалоб на ухудшение состояния здоровья от указанных осужденных не поступало, телесных повреждений, о которых говорится в информации, не обнаружено, о чем составлены соответствующие акты и сделаны фото. В ходе проверки было опрошено всех осужденных отделения социально-психологической службы № 1. Жалоб и замечаний не поступало. Об этом свидетельствуют объяснения осужденных, среди которых есть и объяснение осужденного Бачинского, над которым якобы издевались другие осужденные. Согласно заключению представителей «Международного комитета защиты прав человека» и членов наблюдательной комиссии по результатам посещения Стрижавской исправительной колонии (№ 81) обнародована информация не соответствует действительности”.
Прокуратура Винницкой области так прокомментировала ситуацию:
“Осужденным разъяснено положение уголовно-исполнительного законодательства, в связи с чем последние подали заявления к администрации о принятии мер безопасности по их жизни и здоровью. Для предотвращения негативных последствий отдельные осужденные сразу же были изолированы и по их заявлениям проводится проверка, по результатам которой будут приняты соответствующие решения, - говорится в заявлении прокуратуры. - На сегодня большинство осужденных прекратили голодовку и отказались от изоляции”.
Так получается, по мнению прокуроров, голодовка была! Более того, некоторых осужденных оградили от опасности – значит, она была! Противоречие получается…
Редакция RIA направила информационные запросы как руководству колонии, так и управлению пенитенциарной службы и в прокуратуру Винницкого района. Ответов пока нет. В прокуратуре сообщили, что по данному факту продолжаются проверки
Правозащитники или “правозащитники”?
Представителем «Международного комитета по захите прав человека» в Винницкой области есть Сергей Танасков. Еще в 2008 году тот самый Сергей Танасков после волны самоубийств в Стрижавской колонии в комментарии газете «20 хвилин» говорил:
- Вообще, колония – одна из самых лучших в Украине. Там нет «понятий», нормальные условия содержания.
Правда, потом со скандалом уволили начальника колонии Магомеда Магомаева, когда вскрыли немало правонарушений.
- У вертухаев всегда под рукой "конструктивные правозащитники", которые готовы рассказать всю правду, как она есть, - писал еще в 2008 году о Танаскове в блоге Дмитрий Гройсман.
Аналогичная ситуация была и в 2011 году в Пещанской колонии, когда в знак протеста против «обыска» (а на деле просто массового избиения) тюремщиков, заключенные порезали вены. Тогда Винницкая правозащитная группа обнародовала и эти факты. Но… В колонию приехал тот самый Сергей Танасков и не заметил нарушений закона.
Интересен и сам «Международный комитет по защите прав человека». В этом «ордене» состоят и Ядвига Поплавская, и Леонид Якубович, и Егор Строев, и Софи Лорен, и Анатолий Кинах, и Ильхам Алиев, и модельер Михаил Воронин, и Леонид Кравчук, и даже Кофи Аннан. А бышими почетными членами «ордена» (т.е. правозащитного комитета) были Руслана Пысанка, Михаил Жванецкий и Владимир Жириновский. Ну это, конечно, помимо генералов спецслужб, бывших руководителей спецподразденеий и народных депутатов. Да – серьезней правозащитников в Украине просто быть не может!
Еще один знаменательный правозащитник, который нанес визит в Стрижавскую колонию – Алексей Славин. Он является заместителем редактора газеты «Винницкий район» (основатель издания – районный совет) и возглавляет организацию «Молодежная организация журналистов». К слову, именно от этой организации Славин состоит в общественном совете при Винницком районном совете. А еще «гвардии прапорщик» Алексей Славин – пресс-секретарь винницкого «Союза офицеров Украины».
На месте, где расположена Стрижавская исправительная колония, находилась когда-то усадьба польского магната Грохольского. В 1956 г. здесь основана детская трудовая колония, в 1959 г. перепрофилирована в колонию для взрослых; при учреждении функционирует межобластная тюремная больница.
Стрижавская колония – исключительно мужская. В колониях среднего уровня безопасности содержатся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления; ранее отбывавшие наказания в виде лишения свободы; осужденные за совершение умышленного преступления средней тяжести в период отбывания наказания в виде лишения свободы.
На предприятии Стрижавской колонии изготовлялось 48 наименований продукции. Обновленным производством учреждения выпускается продукции 32 наименований.
На месте, где расположена Стрижавская исправительная колония находилась когда-то усадьба польского магната Грохольского. В 1956 г. Здесь основана детская трудовая колония, в 1959 г. перепрофилирована в колонию для взрослых; при учреждении функционирует межобластная тюремная больница.
Стрижавская колония – исключительно мужская. В колониях среднего уровня безопасности содержатся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за преступления средней степени тяжести (кража, хулиганство), тяжкие (грабеж, разбой) и особо тяжкие (убийство), а также рецидивисты.
По примерным оценкам, в колонии пребывает около 1000 осужденных.
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 16 від 16 квітня 2025
Читати номер