Судьбоносным может стать завтрашний день для Винницкого подшипникового завода. Винницкий областной хозяйственный Суд намерен утвердить план реанимации некогда промышленного гиганта. Напомним, своим прошлым заседанием Суд отменил объявленную советом кредиторов и новым хозяином (группа донецких корпоративных предприятий) процедуру банкротства, оставив на предприятии восемьсот пятьдесят из более чем двух с половиной тысяч рабочих.
Последние несколько месяцев фактически “замороженный” ГПЗ-18 прогремел на всю Украину. Это и судебные иски, и массовые протесты-митинги, сотни листов изведенной в адрес мэра, губернатора, кабмина, Президента бумаги. И не только. К примеру, политические силы левого толка, выступая якобы рупором защиты интересов трудящихся, абсолютно не разбираясь(!) в ситуации (или, вернее, не желая “разобраться”), под шумок хапнули нескромные политические дивиденды.
Хроника падения
Собственно развал завода начался с 1997 года (до прихода донетчан), когда выпуск продукции сократился до 3 миллионов 400 тысяч в год (общая мощность завода — 65 млн. подшипников — Авт.). За этим последовала серия протестов трудящихся, и гендиректор был смещен с должности. Пришел новый. При нем производство уменьшилось еще на 200 тысяч. На горизонте появилось некое предприятие “Вирт”, и ситуация изменилась в лучшую сторону. Наращивание темпов производства почти до 6 млн. подшипников произошло с появлением на заводе донецкого капитала. Тогда, в 2000 году, Фонд госимущестава Украины принял решение о продаже контрольного пакета акций на аукционе. Пакет достался группе корпоративных компаний “Интерпродукт”, и с этого момента они взяли на себя обязательства — снова запустили производство, погасили задолженность по зарплате (на то время 4 миллиона гривен).
Потому беспочвенными выглядят обвинения через многие местные СМИ в том, что развалили завод “варяги”. Просто кому-то было выгодно на этом фоне раздувать страсти. Видимо, не очень хочется старой управленческой команде терять насиженные места (ведь у руля, по сути, и по сей день, правда, на должностях заместителей гендиректора, остались прежние люди, при которых и начался развал). А как громко звучала фраза г-на Петрова со товарищи, что, мол, прекратить банкротство завода удалось только благодаря их (коммунистов) вмешательству и прокуратуры! И что имели, дескать, место махинации с заключением сделки купли-продажи акций.
— Да не было никаких нарушений, — утверждает заместитель винницкого губернатора Валерий Коровий. — Организаторы массовых манифестаций под зданиями хозсуда и ОГА скандировали, что “Интерпродукт” якобы преднамеренно развалил ГПЗ. Специальные комиссии ОГА и ФГИ (работала параллельно), проанализировав условия заключения договора, пришли к выводу: нет никаких нарушений, и условия договора соблюдались.
Так кто же допустил полный развал завода-гиганта? Не менеджмент ли неэффективный?
Кадры решают все...
Ставшее крылатым выражение Иосифа Сталина к ситуации на ГПЗ-18 применил В. Коровий:
— В сегодняшних рыночных условиях почти 95% экономики находится в частных руках. И если неэффективный менеджмент предприятия не дает возможности нормально вести бизнес и выживать в условиях конкуренции, законодательство стран с рыночной экономикой позволяет применять жесткие механизмы, регулирующие такие ситуации. ГПЗ сегодня — это предприятие с почти 98-процентной долей частного капитала. Т. е. оно ничем не отличается от других предприятий такой же формы собственности и несет такие же риски в связи с предпринимательской деятельностью.
А вот пример из серии жесточайших условий рыночной экономики. За последние шесть месяцев вынужденного простоя (в такой ситуации за рабочим сохраняется две трети ставки), по нашим подсчетам (нынешние хозяева в интервью с журналистами не спешат оперировать конкретными цифрами), задолженность только по заработной плате для двух с половиной тысяч рабочих “натикала” до отметки не менее 3 с половиной миллионов гривен.
Сейчас многие первоклассные специалисты, отдавшие заводу по 20-30 лет, пойдут на биржи труда... Законодательством, по сведениям профсоюза, защищены от увольнений 70 заводчан. Люди в ожидании, боятся в открытую говорить с журналистами. Не хотят давать интервью и представители админаппарата. Один из замов гендиректора (который тоже сейчас, по сути, мало что решает, так как абсолютно все распоряжения визируются управляющим санацией) в телефонной беседе с журналистом “RIA” заявил: “Так я уже вроде как без портфеля, не уполномочен давать комментарии...”
Сейчас на заводе ощущается присутствие нового хозяина. На центральной проходной ГПЗ-18 — напряжение: журналистов не пускают внутрь, телевизионная группа ТРК “Винниччина” интервью с председателем(!) профкома вынуждена была снимать на улице. В здание с главным профсоюзным боссом их, равно как и журналистов “RIA”, не пропустили.
Теперь многообещающие новости. Хозяева и администрация завода планируют начать работу отдельных цехов ориентировочно с 1 июля этого года. План выпуска — 420 тысяч подшипников в год. При этом на первом этапе потребуется глубокая реструктуризация завода.
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.