Об этом сообщила пресс-служба прокуратуры Винницкой области. Статья 365 (ч.2) Уголовного кодекса Украины, по которой обвиняется залетевший офицер, звучит так: превышение власти или служебных полномочий, сопровождавшееся насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями. Она предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от трех до восьми лет.
Произвол все-таки наказуем
Эта нашумевшая в Украине и за рубежом история показала, что произвол – все-таки наказуем.
Уголовное дело против подполковника Шрамко было возбуждено после трех (!) отказов областной прокуратуры, после сфабрикованного руководством областного управления МВД результатов служебного расследования, выгородившего подчиненного, и только после того, как районный суд признал невиновным предпринимателя по навешанным на него милиционерами административным статьям (мелкое хулиганство, а также злостное сопротивление законным требованиям сотрудников милиции).
Скандал удалось развить, благодаря неотступности Винницкой правозащитной группы и вниманию средств массовой информации. Газета RIA в течение года освещала его детали в расследованиях: «В Винницкой области милиционеры говорят, что не бьют. Поверим?», «Как погилев-подольский шериф «черножопого» бил», «Посадит ли винницкая прокуратура «шерифа», избивавшего предпринимателя?»
Подействовало на руководство Министерства внутренних дел и вмешательство международной организации Amnesty International, которая в своем отчете, посвященному феномену безнаказанности украинской милиции, опубликовала винницкий случай.
Напомним, что же произошло 26 марта прошлого года в приграничном Могилеве-Подольском – городе, который традиционно ассоциируется с контрабандой, наркобизнесом и торговлей людьми.
- После того, как Шрамко ударил меня с пол-оборота на улице, меня продолжали бить в машине, а в кабинете начальника, обзывая «черножопым», заломили руки назад, пристегнули наручники, поставили на колени и били по ягодицам резиновой дубинкой, – рассказывал в первом интервью RIA Сафаров. - Милиционер достал пистолет и угрожал мне, что пристрелит, якобы за попытку к бегству. Я просил, умолял, потому что у меня двое детей, а они – смеялись. Наручники сняли поздно ночью. Отпустили после того, как я согласился подписать бумагу, что меня привезли в милицию как будто уже в изорванной куртке и с синяками на теле. Сказали, если не подпишу, вызовут понятых, достанут из моих карманов наркотики, и я окажусь на «зоне». Испугался. Подписал бумагу.
Нескольким часам издевательств в райотделе предшествовал инцидент на дороге в городе. Начальник местной милиции Василий Шрамко, находясь в штатском, невооруженной жезлом рукой остановил автопоезд, тянувший на металлолом старый фургон, который принадлежал этому предпринимателю. Здесь, на улице, Шрамко, доказывающий, «кто здесь хозяин», и начал избивать Сафарова, который назвал остановку фургона незаконной. Подполковник силой доставил Сафарова в райотдел, затолкнув его в личный джип марки Hundai Santa Fe (цена нового в салоне около 30000 долларов США).
Зверь в погонах
Детали зверств подполковника изложены следователем областной прокуратуры в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого.
Попытается ли Василий Шрамко, под прессом уже имеющихся доказательств, повлиять на суд или подкупить его, чтобы тот смягчил наказание или же вообще - освободил его от уголовного наказания? Ведь ранее ему уже удавалось избегать возбуждения уголовного дела против себя при содействии своего босса, генерала Валерия Ноника, подписавшего «нужные» результаты служебного расследования.
- В стране, погрязшей в коррупции и безнаказанности, такое возможно, но уже сейчас общественность не даст выйти подполковнику сухим из воды, - убеждена известный украинский юрист Татьяна Монтян. – Мой коллега-правозащитник Дмитрий Гройсман и вступившие в борьбу средства массовой информации плотно зажали в тиски и самого Шрамко, и систему. Народ Украины проинформирован – в стране выносится только около полпроцента оправдательных приговоров, но гораздо меньше наших сограждан знают – половина всех оправданий – это полные оправдания зарвавшихся ментов, дела которых вопреки стараниям системы все-таки дошли до суда, - продолжает Монтян. - Именно поэтому правозащитникам не стоит расслабляться, так как наша Фемида, рассматривая обвинения милиционеров в должностных преступлениях, может оказаться удивительно либеральной.
Вот что сказано в постановлении следователя областной прокуратуры:
«Шрамко умышленно совершил действия, которые явно выходят за границы предоставленных ему полномочий в отношении Сафарова, незаконно применив физическое насилие, причинив легкие телесные повреждения и оскорбив личное достоинство потерпевшего».
Следователь прокуратуры продолжает, что в деле собрано достаточно доказательств, которые подтверждают вину начальника милиции.
Свидетелем того, как Сафарова у себя в кабинете избивал Шрамко, был руководитель местной азербайджанской общины и директор местного водоканала Натик Солтанов, приехавший в райотдел по звонку жены предпринимателя к нему на выручку. После уже испытанных издевательств и пыток незаконно задержанный предприниматель сказал на родном языке Солтанову, что его избивают, и воззвал о помощи. Не понимая содержания слов, как установлено в постановлении следователя, Шрамко ударил Сафарова кулаком в затылок, от чего Сафаров упал на пол. При этом милиционер нанес Сафарову еще четыре удара ногой по ягодицам.
«Оборотень в погонах» также поставил руки предпринимателя на стол и ударил по ним резиновой дубинкой.
Из материалов прокуратуры также следует, что подполковник наносил удары предпринимателю кулаком в лоб, туда, где трудно проявляются побои. Силу удара дебелого, под сто килограмм, подполковника можно предположить. Когда Сафаров проходил судмедэкспертизу, ссадины у него были зафиксированы и на лбу.
Зверь бежит… на пенсию
Подполковник Шрамко, к слову, тоже пострадал. Координатор винницкой правозащитной группы Дмитрий Гройсман, предоставивший Сафарову бесплатную юридическую помощь, утверждает, что на протяжении расследования всего дела правоохранительная система всевозможными средствами пыталась замять дело.
- Согласно выводов судебно-медицинской экспертизы, подполковнику Шрамко были нанесены телесные повреждения легкой степени. По выводам эксперта, оказалось, что Сафаров избивал Шрамко ногами в пах при его сопровождении в джип. Эксперт Винницкого бюро Судмедэкспертизы, занижая степень побоев, нанесенных Сафарову, назвал его пребывание на стационаре районной больницы больше шести дней с диагнозом «сотрясение мозга» «диагностической тактикой врачей».
В день предъявления обвинения, 20 марта этого года, 40-летний Василий Шрамко попытался уйти на пенсию (по выслуге лет), написав рапорт на имя своего босса, начальника винницкой милиции Валерия Ноника, который ранее всячески выгораживал подполковника.
- Очередной трюк не удался, - говорит Дмитрий Гройсман. – Со стороны генерала Ноника это было бы уж слишком, под ним после этого уголовного дела и массы других «пыточных скандалов», потрясающих винницкую милицию, и так шатается кресло. Если бы Шрамко ушел на пенсию, то за ним бы сохранились все милицейские льготы, а теперь, как мы надеемся, в случае обвинительного приговора суда, он будет лишен звания и получит обычную пенсию.
На этом фоне впечатляюще выглядела характеристика, направленная начальством из Областного управления внутренних дел следователю областной прокуратуры (процитируем выдержки из нее):
«Шрамко В. П. владеет аналитическим мышлением, морально устойчивый, физически развит, в коллективе пользуется заслуженным авторитетом, проявляет творческую инициативу, по характеру спокойный и уравновешенный».
Здесь мы приведем еще одну цитату, свидетеля издевательств в райотделе, Натика Солтанова, работающего начальником местного водоканала, давшего интервью сразу после конфликта:
«Безнаказанность порождает преступление. Люди боятся. Шрамко работал, как работал, и точно также и пьет. В городе как только видят, что начальник милиции катается по городу, значит, нужно всем разбегаться».
Мы разместили на сайте видеоматериал, в котором Анатолий Борчак рассказывает о том, что делал с ним Шрамко. Мы ждали, что Борчака хотя бы опросят и примут процессуальное решение. Но прокурорские сделали вид, что они не услышали сообщения о преступлении. Может быть, прокурор области ответит – почему?
В ситуации с подполковником Василием Шрамко винницкие правозащитники пообещали организовать даже акции протеста под судом, если усомнятся в правосудии, и дальнейшие обращения в международные правозащитные организации, которые мониторят состояние дел с правами человека в нашей стране.
Прокуратура игнорирует сообщения о преступлениях
Координатор винницкой правозащитной группы Дмитрий Гройсман:
- К сожалению, никакой радости и даже скромного удовлетворения качество и скорость расследования преступления, рвение прокуратуры в установления истины по делу у нас не оставляют. Намек на справедливость в деле Шрамко-Сафаров – очень призрачный, по имеющейся практике такие дела циркулируют по судам по пять-шесть кругов, изматывая свидетелей и потерпевших, и заставляя их отказаться от активного участия в процессе. Необходимо отметить, что дело Шрамко – исключение в общей практике прокуратуры Винницкой области, которая принципиально системно игнорирует преступления, совершаемые винницкой милицией. Так их жертвы преступления в преступника хотят превратить жителя Немирова Олега Мельника, которому милиционеры сломали руку, сделав инвалидом, в Европейском суде дело жителя Шаргорода Анатолия Кулика и винничанина Юрия Заболотного, проигнорированы пытки Юрия Шкорбы, «плевала» прокуратура и на избиения милиционерами гайсинчанина Станислава Копыльского и на массовые нарушения прав заключенных Винницкой области… Но нас такая слепота прокуратуры не остановит, каждый случай пыток и жестокого обращения – получит свое освещение в прессе, которая симпатизирует работе правозащитников, а жертвы могут рассчитывать на нашу преданность и бесплатную помощь.
Отдавая в руки правосудия, под давлением возмущенного общества и международных правозащитных организаций, зарвавшегося «шерифа», прокуратура Винницкой области явственно продемонстрировала обществу, что делает это исключительно по принуждению, а не по доброй воле.
Так, например, прокуроры пропустили мимо ушей тот факт, что пострадавший и свидетель утверждали - Шрамко называл Сафарова «черножопым», «чуркой», тем самым оскорбляя его человеческое достоинство и нарушая равноправие по этническому признаку. Отдельным постановлением прокурор отказал в возбуждении в отношении Шрамко уголовного дела по ч.2 Ст.161 УК Украины («Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозных убеждений»). Удивляет и то, что признавая факт, что Шрамко нанес телесные повреждения не только собственно Сафарову, но и его жене – Елене, которая пыталась защитить честь и здоровье мужа, прокуроры на минуточку забыли признать Елену Сафарову потерпевшей от преступления, лишив ее возможности предъявить гражданский иск и активно участвовать в процессе. Интересно, как прокомментирует такое качество расследования преступление своими починенными областной прокурор Александр Мрихин?
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 17 від 23 квітня 2025
Читати номер