Как реформа децентрализации улучшит жизнь винничан? За счет чего государственные администрации не смогут больше оставаться центрами коррупции и откатов? Какой будут винницкая областная и городская рады после внеочередных выборов весной этого года?
Об этом беседуем с известным бизнесменом, общественным деятелем, главой винницкого Союза промышленников и предпринимателей Сергеем Кармалитой.
После длительного перерыва в политике Сергей Владимирович одним из первых в Виннице, задолго до первого тура, когда совершенно никто не ожидал сокрушительной победы Зеленского в 73%, поддержал команду ЗЕ.
В интервью с Сергеем Кармалитой мы также расставляем приоритеты для развития экономики Украины на ближайшие пять лет, анализируем бюджет 2020 и прогнозируем, каким будет курс доллара в Новом году.
– Какова цель децентрализации и ее результат в целом Украине?
– Передать полномочия и средства с налогов в регионы, чтобы не зависеть от центра и не ездить туда с протянутой рукой, а самостоятельно распоряжаться своими ресурсами для развития объединенных территориальных общин (ОТО). В Украине по плану все ОТО в рамках децентрализации должны быть созданы до 2020 года. Насколько это будет реально, посмотрим.
Главное, что в команде Владимира Зеленского намерены укрупнить районы за счет их сокращения с 490 до 100 и ввести институт префектуры. Префекты будут контролировать законность принятия решений местными советами. При этом областные государственные администрации, которые у нас традиционно были центрами коррупции и взяточничества, лоббирования интересов приближенных к власти лиц, будут ликвидированы.
Поэтому команда Владимира Зеленского работает над разрушением былых связей региональных «царьков» с центром, чтобы разорвать цепочки влияния, за которыми часто маячили хорошо знакомые лица. Понятно, что разорвать все порочные цепи сразу не удастся, и, поверьте, ни о каком переделе сфер влияния речь не идет. Важно запустить прозрачные финансовые механизмы с эффективным контролем использования бюджетных средств.
В местные бюджеты продолжают спускаться сумасшедшие деньги. Только проблема в том, что эти деньги необходимо правильно осваивать.
– Что имеется в виду?
– Вот скажите мне, зачем в Виннице строить остановку за два миллиона гривен, если лучше эти деньги аккумулировать и понизить цены, к примеру, на тепло и электричество? Или давайте их направим на спортивные программы для молодежи, или на утепление фасадов многоэтажек, открытие новых рабочих мест?! Людям есть нечего, лечиться не за что, нет работы, а мы вкладываем космические суммы в красоту центральных улиц и скверов, где проводится большое количество праздников и увеселительных программ. И все это в виде рекламы (тоже за счет налогоплательщиков) подается как движение в Европу. Разве это правильно? Это самое натуральное кощунство.
Местный руководитель, мэр, слуга народа, в первую очередь, должен быть хозяйственником, а не политиком и PR-технологом.
Действительно, все жалуются на высокие тарифы. Почему бы не запустить городскую программу по утеплению домов, чтобы впоследствии винничане меньше платили? Я понимаю, что мэрам городов выгоднее направлять средства на зрелища, чтобы прикрыть свою бесхозяйственность и никчемность, чтобы отвести внимание от насущных экономических проблем. Но ведь так не должно быть – экономика определяет политику, а не наоборот. И любой мэр должен думать о создании рабочих мест, открытии производств, поиске новых рынков сбыта продукции.
– Какие механизмы для более эффективного распределения бюджетных средств вы видите на местах?
– Местные депутаты должны получить больше полномочий, чтобы не позволять разбазаривать бюджетные средства.
При этом все транзакции по каждой потраченной гривне из местного бюджета обязаны показывать on-line на сайте городского совета, чтобы каждый житель города мог видеть, на какие муниципальные подряды и по каким ценам расходуются его налоги.
В нынешнем горсовете полный «одобрямс», и сессия проходит за полчаса-час. О чем это говорит? О том, что ручные депутаты соглашаются с тем, как расходуются деньги винничан, а это очень часто происходит неэффективно.
Когда я работал депутатом городского совета, если сессия проходила за два дня, то тогдашний мэр Домбровский был очень счастлив. Мы досконально рассматривали каждый вопрос, голосовали с учетом реальных интересов горожан.
– Какую роль в реформе децентрализации играли бывшие (уже уволенные Владимиром Зеленским) главы облгосадминистраций, “смотрящие” от бывшего президента?
– Словом “смотрящие” вы уже сами ответили на поставленный вопрос. Децентрализация – это была одна из PR-фишек прошлой власти, которая очень медленно двигала реформы. На начало этого года в Украине создано чуть больше 800 территориальных общин, а это пока меньше половины. Во многих случаях главы облгосадминистраций умышленно тормозили реформу децентрализации, чтобы подольше сохранить свой контроль над бюджетными потоками и “откатами”, распределяя средства лояльным руководителям районов и лоббируя бизнес-проекты близких к себе чиновников на местах.
Все это должно прекратиться уже после внеочередных выборов в местные советы, которые, надеюсь состоятся весной следующего года. А новая модель предоставления максимальных прав объединенным территориальным общинам, максимальная ответственность за свои же решения должны дать дополнительные стимулы для развития. Уверен, что для внедрения института префектуры в Верховной Раде будут 300 голосов, необходимые для внесения соответствующих изменений в Конституцию.
– Какой прогноз вы можете дать по расстановке сил в Винницком областном совете на предстоящих выборах?
– Уверен, что «Слуга народа» наберет не менее 60%.
– А какие позиции могут занять партии «Европейская солидарность» Петра Порошенко и «Украинская стратегия» Владимира Гройсмана, и как они смогут влиять на принятие решений большинством?
– Думаю, что партия Гройсмана наберет больше голосов, чем политсила экс-гаранта.
Петр Порошенко токсичен, многие соратники отказались от него, по экс-гаранту открыто свыше десятка уголовных дел. Здесь стоит добавить, что среди набранных им 8% на парламентских выборах очень много чиновников, силовиков, которые голосовали за него, чтобы получить иммунитет за развал экономики Украины, кровопролитие на Донбассе и масштабное обнищание. В связи с отменой депутатской неприкосновенности, нахождение “Европейской солидарности” в Верховной Раде не сможет обеспечить подельникам и соратникам Порошенко никаких гарантий от наступления ответственности.
При всех недочетах своего правительства Владимир Гройсман выглядит перспективнее. Учитывая его личный высокий рейтинг в Виннице, его команда может занять второе место после «Слуги народа». Также я убежден, что в областную раду (да и городскую) пройдут депутаты от «Оппозиционной платформы – За жизнь», несмотря на то, что их взгляды никогда раньше не были близки нашему региону.
– Насколько меньшинство сможет влиять на “слуг народа”?
– Если представители прошлой власти не втиснутся в списки “слуг народа” и не продвинут своих замаскированных клонов по мажоритарке, то никак. На Винниччине будет работать такая же модель, как и в парламенте. Зеленский и его команда возьмут на себя всю полноту ответственности за социально-экономическое развитие города и области.
– Команда главы государства анонсировала закон «О народовластии», который предусматривает возможность проведения местных референдумов. Вы согласны, что вопросы, касающиеся языка, истории, религии, должны решаться на местах? Или же все-таки это ответственность Верховной Рады Украины?
– Решения о переименовании городов, сел и улиц должны принимать те, кто непосредственно там живет — то есть через местный референдум. Потому что, к сожалению, местные рады не всегда учитывают интересы жителей. Введение инструмента референдумов является одной из ключевых программных вещей, которые были обозначены в рамках президентской кампании Владимира Зеленского и партии «Слуга народа».
Как говорил Владимир Александрович: «Мы должны слышать каждого человека. Это нормальный разговор с людьми». Я убежден, что необходимо стремиться к открытости в обсуждении важных для страны вопросов и не принимать решения за закрытыми дверями, как это делалось раньше.
В Швейцарии каждую неделю проходят референдумы по любому поводу. Не знаешь, что делать – спроси у людей. Это и называется «народовластие» – народ принимает решения по основополагающим вопросам развития своей страны, а это снимает любой накал и противоречия, дает стимул двигаться вперед.
– Назовите приоритеты в экономике, которые можно считать программой действий на ближайшие пять лет?
– Во-первых, Украина продолжит европейский курс и сотрудничество с МВФ (пока что привлечение заемных средств неизбежно). Во-вторых, наконец-то мы должны избавиться от коррупции и вывести экономику из тени. Не будут воровать олигархи и власть имущие, будут готовы не утаивать налоги и простые граждане. Я надеюсь, что Антикоррупционный суд в этом поможет. Нужны крупные, обещанные ранее людям посадки и постоянный жесткий контроль над чиновниками. Все просто: живешь не по средствам, – докажи их происхождение. Не можешь аргументированно доказать – уплати от суммы неучтенного штраф в 50-кратном размере или иди в тюрьму. Правда, перед внедрением такого механизма важна амнистия капиталов и старт уплаты налогов с чистого листа.
Далее необходимо продолжить с контрабанды и рейдерства.
В-третьих, новая власть анонсировала курс на масштабную приватизацию, чтобы передать государственные предприятия эффективным собственникам. Работу стратегических предприятий будут контролировать общественные наблюдательные советы.
Имеем амбициозные планы правительства в привлечении 50 миллиардов долларов инвестиций в экономику для роста ВВП на 40% за пять лет. В программе кабмина сказано также о создании одного миллиона рабочих мест, деофшоризации экономики, предоставлении дешевых кредитов.
В-четвертых, Украину ожидает тотальная диджитализация. Это то самое «государство в смартфоне» – в течении трех-пяти лет все государственные услуги должны быть доступными в онлайн-режиме. Я знаю, что над этим глобальным проектом работают наши лучшие умы.
Также, я считаю, что СБУ должна лишиться функций расследования экономических преступлений. Мне очень близка идея появления Государственной службы финансовых расследований. СФР заменит экономические подразделения СБУ, МВД и ГФС, отменит уголовную ответственность за фиктивное предпринимательство и ратифицирует FATCA – закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам. С помощью последнего можно будет отслеживать состояние счетов олигархов.
И, безусловно, восстановление Донбасса. Инвестиции в инфраструктуру оккупированных территорий оцениваются в более чем 300 миллиардов гривен. Я за то, чтобы для этих инвестиций привлекать деньги украинских олигархов.
– Что вы думаете об инициативе ЗЕ-команды легализовать в Украине азартные игры?
– Мне известно, что в парламенте уже более десяти законопроектов, которые предлагают легализовать азартные игры. Я согласен со многими экспертами, что игорный бизнес будет стимулировать развитие туризма и мог бы приносить не менее 5 миллиардов гривен в государственную казну. Практика так называемых “игровых регионов” успешно работает во всем мире. Так почему бы нам не перенять этот позитивный опыт? Например, Лас-Вегаса в США или Монте-Карло в Монако. Там тысячи рабочих мест и железные правила – например, в казино нельзя заходить до 21 года.
– Бюджет 2020 подвергся серьезной критике со стороны экспертов и оппонентов новой власти. В чем его главная проблема?
– Бюджет построен достаточно логично и базируется на цифрах, основанных на росте ВВП. Значительное влияние на реализацию бюджетной программы 2020 года будет иметь фактор способности обслужить внешний долг. В следующем году правительству нужно будет выплатить внешним кредиторам рекордную сумму в 7,2 миллиарда долларов.
Хочу напомнить, сколько вообще украинцы должны мировым кредитным институтам, чтоб понимать, насколько важно прекратить заниматься популизмом и начать развивать бизнес и реанимировать производство. Так вот, по официальным данным минфина, государственный и гарантированный государством долг Украины на 31 августа этого года составляет почти 82 миллиарда долларов. При этом ВВП Украины в 2018 году составлял почти 125 миллиардов долларов.
Слабая сторона бюджета – это то, что, к сожалению, с таким размером экономики сложно удовлетворить все потребности общества и государства, при этом рассчитаться по долговым обязательствам. Такой бюджет (доходы госбюджета на 2020 год предусмотрены на уровне 1,08 трлн гривен) не покрывает реальные расходы страны.
Наш ВВП в разы ниже показателей европейских стран. Поэтому главная задача – это экономический рост, развитие реального сектора экономики. При этом каждая копейка налогоплательщика должна расходоваться как можно эффективнее.
– Пока что мы видим существенное укрепление гривны. 25 гривен за 1 доллар. Удивительная ситуация. Что на самом деле происходит с курсом?
– Да, курс гривны бьет рекорды. Но я бы не спешил радоваться. Предыдущей властью на рынке государственных казначейских обязательств была выстроена финансовая пирамида. В России в начале 90-х несколько подобных пирамид оказали не последнее влияние на наступление дефолта. Украина сейчас недалека от таких событий.
В прошлом году накануне обвала доллара нерезиденты вбросили на финансовый рынок Украины огромную сумму в 4 миллиарда долларов (по курсу 28), обменяли на гривны и купили облигации внутреннего государственного займа под 18% годовых.
Отмечу, что сегодняшняя прибыльность банковской системы в размере 31 миллиарда гривен сформирована полностью доходами от гособлигаций Минфина. То есть банки не кредитуют экономику, а несут деньги в Минфин, который продает облигации под высокие проценты.
Это простейший бизнес – у населения берем под 10-12% годовых, размещаем облигации Минфина под 18%. Минфин отправляет эти деньги на финансирование дефицита бюджета, то есть проедает или, я бы сказал, даже обворовывает бюджет.
Спустя год спекулянты покупают доллар по 25 гривен. Прибыльность на ровном месте, ничего не производя, зато нанося урон государственному бюджету, составляет примерно 26% годовых, и такого вы не найдете ни в одной стране мира! Вот эта очередная схема ограбления украинского народа вскоре может нанести очень сильный удар украинской экономике и валютному курсу. Я прогнозирую его на уровне не менее 30 гривен за доллар уже в Новому году.
В этой схеме крутятся наворованные деньги Гонтаревой, Порошенко, руководства Минфина и других приближенных к бывшей власти лиц.
Нужно понимать, что если в проекте бюджета на будущий год курс доллара заложен на уровне 28,2, то в обменнике доллар не может стоить 24,8 гривны.
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 37 від 11 вересня 2024
Читати номер