Весело о сексе, лихих 90-х и том, когда всем театрам наступит «Черный Квадрат»

Покорив Винницу комедией для взрослых «Секс временно доступен», лучшие актеры Киевского театра импровизации «Черный Квадрат», знаменитый писатель Алексей Курилко и Оксана Брагинец в эксклюзивном интервью RIA / 20minut.ua рассказали о своих первых шагах в театре, искусстве вранья, которому учатся депутаты, правде о популярных тренингах, собственных книгах, свободе театра «Черный Квадрат» и новом спектакле, который придумали…в гримерке в Виннице.

Весело о сексе, лихих 90-х и том, когда всем театрам наступит «Черный Квадрат»

Киевский театр импровизации «Черный Квадрат» вновь собрал абсолютный аншлаг в Виннице. На этот раз винницких зрителей 11 ноября в театре имени Садовского ждала комедия для взрослых «Секс временно доступен» с традиционными откровениями об отношениях, сексе, любви и впервые - с самой неожиданной и яркой интерпретацией шекспировского «Гамлета».

Варто відвідати

Кримінальний трилер "Межа"

Два часа зал заливался смехом, бурно реагировал буквально на каждую реплику, а в финале встречал актеров, стоя.

Уже более 10 лет спектакль «Секс временно доступен» остается один из самых хитовых в репертуаре «Черного Квадрата». Исполнители главных ролей - актеры Алексей Курилко и Оксана Брагинец  вспоминают: комедия родилась из 5-минутного этюда.

Алексей Курилко: Это было еще на заре «Черного Квадрата», который изначально позиционировался как театр импровизации. Вот мы с Оксаной Викторовной и сымпровизировали на тему, какой будет семья, в которой вместе живут крутой мужчина и девушка из библиотеки. Первично это был этюд на пять минут: я пересказывал «Гамлета», а она, бедная, просто слушала. Только потом все обросло другими событиями.

Оксана Брагинец: И уже сейчас, когда смотрим на часы, сами поражаемся - спектакль идет два часа! Иногда думаем: пора сокращать (улыбается).

Алексей Курилко: Но зритель во всех городах очень бурно реагирует, хочет высмеяться, подарить овации – этого удовольствия лишить не можем ни людей, ни себя!

- Алексей, многие спектакли «Черного Квадрат» вы поставили, как режиссер. Тяжело играть в своих же работах?

Алексей Курилко:  Самый первый спектакль, который я поставит в «Черном Квадрате» - «Тамара и демон» по мотивам Лермонтова. Но от бедного Лермонтова там осталась лишь сюжетная коллизия, что демон влюбляется в некую человеческую женщину. Если помните, там же диалогов нет, и я подумал, а о чем же они говорили. Я расписал, как бы зарождалась эта любовь, как бы на это реагировал Бог-Отец – не религиозный, а просто отец, олицетворяющий старшее поколение. Религиозную тему трогать не стал, затрагиваются, в первую очередь, общечеловеческие темы. Ведь что бы мы ни играли, для нас это самое главное - человеческие взаимоотношения. Люблю, ненавижу, завидую, сожалею, изменяю, жертвую - такие общие и вечные темы.

- Театру «Черный Квадрат» уже 26 лет. Зная театр изнутри, как считаете, насколько это название точно отображает суть вашего театра?

Алексей Курилко: С исторической точки зрения название объясняется просто. В самом начале у нас было только одно помещение, и когда на сцене шел ремонт, мы придумали так: в зале раздвигали стулья, посредине раскатывали материю в форме квадрата и там же играли. Скоро люди стали говорить: «Пойдем сегодня на этот… черный квадрат». Нам понравилось и название закрепилось. Сейчас с театром ассоциации у каждого свои, но первая, которая всплывает – это, конечно же, «Черный квадрат» Малевича. С одной стороны, с Малевичем нас сравнивать абсолютно нельзя. У него явно не реализм, такой уход от классических форм, в котором каждый видит что-то свое. Но с другой стороны – это и хорошо! Ведь даже сейчас, что у нас на сцене? Стол, два стула, иногда диван – вот и вся декорация. Главный упор на Его Величество актера. В принципе, мы так же создаем реальность, ведь ничего другого нет. По сути, получается тот же Черный Квадрат (смеется) Знаете, как говорит наш художественный руководитель Анатолий Николаевич Неелов? Когда государство перестанет поддерживать академические театры и все они, как мы, перейдут на самоокупаемость - всем наступит Черный Квадрат. Или останется один «Черный Квадрат» (улыбается). Нас никто не содержит и за нас уже давно зритель приходит и голосует ногами и гривной.

- А вы бы смогли работать в классическом академическом театре?

Алексей Курилко: Нет-нет! Меня уже несколько раз приглашали, но ни в коем случае! Во-первых, здесь у меня творческая свобода. Будучи ведущим актером этого театра, я чувствую, что художественный руководитель дает мне эту свободу, я сам могу выбирать, что и как играть. Он не довлеет надо мной. У нас именно режиссер умирает в актере, а не пытается сделать его орудием своего видения. В этом смысле у нас полная свобода и импровизация на сцене. Академический театр напротив - это всегда какие-то запреты, законы, правила, установки, ни шагу от текста влево-вправо. Я бы не смог так. Не мое – уж точно! Мне кажется, надо не забывать о том, что люди приходят отдохнуть, а значит - пусть будет развлекательный театр, но не только.  Надо еще все-таки подтягивать зрителя до нормального уровня. Чтобы они что-то узнали, о чем-то задумались, может быть, погрустили. Мы, в общем-то, подло поступаем: смешим-смешим зрителя, он расслабляется, а потом – хоп – и заставляем его о чем-то подумать. Потом проходит неделя-вторая, и люди вспоминают: «А вот была же подобная ситуация!» Мы пытаемся интеллигентно намекнуть, как поступать не стоит.

- Помните свои самые первые роли в «Черном Квадрате»?

Алексей Курилко: Помню! Уже после двух месяцев учебы в нашей студии меня начали вовлекать в разные спектакли. В самом первом, по пьесе французского драматурга, у меня была молчаливая роль – вора, который воровал выигрышный билет. Это была такая маленькая роль, но после нее я уже играл главные: Калиту в «Сто тысяч», Дон Жуана, отца Гамлета…

Оксана Брагинец: В первые годы «Черного Квадрата» у нас все строилось на импровизации, так что мне пришлось сыграть тысячи ролей – от оживленных пенька и шубы до Старушки Шапокляк (смеется). А одна из первых моих «взрослых» ролей – как раз с Алексеем Курилко в спектакле «Сексуальные игры».

- Вас называют лучшим актерским дуэтом «Черного Квадрата». Насколько важно уметь чувствовать партнера на сцене?

Оксана Брагинец: Это первично! Текст не писан - в спектакле, который увидела Винница, уж точно! Поэтому чувствовать партнера очень важно. Мы с Лешей играем вместе уже больше 20 лет и взаимопонимание у нас действительно максимальное! Алексей Курилко и Константин Данилюк, который сегодня читал стихи со сцены – мои любимые актеры-партнеры. Когда они рядом, мне вообще никто в этом мире не нужен! Настолько мне спокойно рядом с ними, комфортно и хорошо. Я обожаю грамотных и начитанных мальчиков! Как девочка, я гораздо меньше читаю документальную литературу. Все об истории люблю слушать только из уст Леши! А когда людям друг с другом интересно и комфортно, даже нейтральный разговор может перерасти в творчество.

Алексей Курилко: Вот сегодня, сидя в гримерке у вас в Виннице, мы говорили о старости и смерти и… новый спектакль придумали! Думаю, в январе его напишу и поставим. Тема - любящие люди, которым уже за 30, а скорее - ближе к сорока. Но они все еще способны чувствовать, ненавидеть, ревновать, завидовать, любить и хотеть светлого будущего. Мы посчитали, что наши зрители растут вместе с нами, а значит - через 10 лет их будут волновать те же проблемы, которые мы затронем в этом спектакле.

- Алексей, сегодня вы покорили зал очень неординарным пересказом «Гамлета». Образ вашего героя вам близок? Вы ведь тоже росли в 90-е.

Алексей Курилко: Я рос очень начитанным мальчиком, но в таком бандитском районе со своими авторитетами, как Сталинка в Киеве. Сами понимаете – лихие 90-е… Компаний у меня было несколько. Я много читал, уже тогда писал стихи и рассказы, но втайне. С виду я был настоящий пацан!

Оксана Брагинец: Леша был пропитан тем временем! У Леши есть пьеса «Егор Лютый», в которой он передал тогда существующий сленг. И хоть я тоже росла в 90-е, многих слов даже не слышала. Когда впервые прочла, была поражена, где он их нахватался?! Они с одной стороны ужасные, а с другой – настолько яркие, что мимо нельзя пройти. Эти слова, весь дух того времени из пор его лезли! 90-ми Леша был пропитан очень серьезно и долго. Но потом все поменялось.

Алексей Курилко: Это моя молодость (улыбается). Знаете, старики ведь тоже вспоминают военные времена. Казалось бы, страшное время, забыть бы раз и навсегда, а они вспоминают. Потому что были тогда молоды. Вот и я в 90-е был молод и юн (улыбается). Хотя на самом деле ужасное было время и, не дай Бог, чтобы такое повторилось… Но я всегда считал и считаю, что нельзя о людях судить категорично. У каждого своя история и причины. У меня есть пьеса «Все женщины продаются», где главные герои – вор, проститутка и алкоголик. Казалось бы, три отъявленных негативных персонажа, но мы все равно находим в них что-то человеческое. По ходу оказывается, что и проститутка не так примитивна, как кажется.

Оксана Брагинец: Когда я просила Лешу написать эту пьесу, мы с ним обсуждали, что такое проституция. Более того - готовясь к роли, я даже к реальным проституткам на улице подходила! Мне нужно было пропитаться их мышлением, понять, какая у них душа. Мы с Лешей пришли к выводу, что проституция - это потерянный дух. Это не всегда гадкие и подлые низкие люди. Это просто люди, попавшие в данный момент в ситуацию, которую они считают безвыходной. А на самом деле девочкам надо было бы напрячься и все бы решилось.

Алексей Курилко: Нельзя сразу ставить крест, кто бы ни был и чем бы он не занимался. У Оксаны есть замечательный монолог, где в роли проститутки от имени всех женщин она опровергает тот факт, что все женщины продаются. Точнее - она его подтверждает, но немножко по-другому. Говорит, что кто-то продается за деньги, а кто-то – просто за внимание, чувства, любовь.

Оксана Брагинец: За что я люблю Лешу: когда меня что-то задевает, он позволяет расширять свои авторские работы. Женский монолог он писал все-таки с точки зрения мужчины, а я то - женщина! Были моменты, с которыми я была не согласна, мы их обсудили и исправили.  Мне нравится, что он очень гибок и всегда идет навстречу. А еще – именно он настоял на том, чтобы я тоже начала писать.

Алексей Курилко: Оксана недавно опубликовала один из своих первых рассказов «Женское соло «a cappella»» и вошла в номинацию «Открытие года» журнала «Радуга». Дебют у нее был достаточно громкий. Тема близкая автору - одинокая мать, которая без отца воспитывает ребенка. Ей больно и ребенку – тоже. Ведь каждый мечтает о полноценной семье... Это очень глубокий рассказ - с элементами юмора, но тяжелый…  А второй Оксанин рассказ, над которым она сейчас работает, абсолютно другой. Там пересечение поколений: женщина, которая прошла войну и Голодомор, и юный мальчик, который ходит к ней в гости. Он впитывает все ее рассказы, с ней ему очень интересно. Она смешно рассказывает своим своеобразным суржиком, говорит: «А Петр влюбился в меня!.. Прям, как срачка напала!» Малой смеется, а она просто пересказывает свою жизнь простыми, бытовыми словами. Как автор, Оксана в новом рассказе вновь лихо справляется!

Оксана Брагинец: Мой первый рассказ «родился» в момент, когда мы с Лешей не могли поговорить по телефону. Он был очень занят и сказал: «Напиши мне все в письме на мыло». В моем письме затрагивались эти темы, и ему показалось, что это очень интересно. Вот он и сказал: «Если не напишешь рассказ, я с тобой больше не буду общаться!» Я хотела ему доказать: да, я могу! Хотя хоть одно кривое слово с его стороны – и все!  - у меня почвы под ногами нет! Он для меня гуру! Писатель, чьи книги я очень люблю. Одна из наиболее поразивших его книг – повесть «Сука, или враг по крови...» Эмоционально это очень сложное произведение о воре, который прошел «сучью войну». Во времена второй мировой были заключенные, которые пошли воевать, и были те, которые отказались. Воров, которые возвращались с войны, просто убивали. Во время «сучьей войны» убили гораздо больше воров, чем на фронте - это историческая правда, которая замалчивалась.  В Лешиной книге рассказывается трагическая судьба вора, который пошел воевал за Сталина, а когда вернулся, по всем законам его должны были убить. Но он встретил женщину с маленькой дочерью и полюбил… Эту книгу всем рекомендую – она поражает!

- Алексей, в студии театра «Черный Квадрат» вы также ведете тренинги, в частности «Искусство вранья». Насколько умение врать важно в нашей жизни?

Алексей Курилко: Вот все говорят: «Искусство вранья». И забывают, что мои тренинги состоят из двух глобальных уроков: одно – да, искусство вранья, а второе называется «Попытка искренности» или «5 минут искренности», то есть -  искусство быть честным с самим собой. Я учу этим двум вещам, потому что, согласитесь, доктор Хаус где-то прав, когда говорит, что все люди врут. Если посмотрите на свою жизнь, все равно вы понимаете, что играете несколько ролей: с молодым человеком вы одна, на работе – другая, для коллег - третья. Нельзя сказать, что вы врете, это просто несколько ваших ипостасей. Но если вы уж беретесь хоть в мелочах обманывать или, не дай Бог, обманываться - ну тогда надо делать это красиво! Умеючи, профессионально! В этом смысле – да, я учу врать. Потому что актерская профессия – это ложь чистой воды! Человек выдает себя за другого, говорит чужие слова, но при этом все должно быть органично. Мы поэтому и утверждаем, что играть может каждый. В жизни, когда молодой человек говорит девушке, что ее любит - пусть даже он не любит, а просто хочет ее! - он говорит это так, что в ответ она ведь не отвечает ему: «Что-то фальшь… Переиграл». Она обычно или верит, или нет. Этот бытовой примитивный пример показывает, что в жизни нам удается играть. Почему же, когда дело доходит до сцены или какой-то умышленной игры, мы начинаем переживать, что не справимся? Значит, надо овладеть этим мастерством вранья. Это тренинг, в первую очередь, для актеров, хотя очень часто меня приглашают к бизнесменам, офисным сотрудникам, которым тоже надо быть убедительными в каких-то вопросах. Но журналистов, бизнесменов и публичных людей я больше учу не бояться быть правдивыми, не бояться быть самими собой, не бояться задавать неудобные вопросы и самим отвечать на них. Очень часто учу этому депутатов. Мы не привыкли к правде, как таковой, всегда должны прятаться за какие-то штампы. Вы же видите:  все они говорят одно и то же. Возьмите любого политика! К какой бы партии он не принадлежал, он будет говорить, что он за равенство, за свободу слова, за то, чтобы все жили счастливо и в достатке. Но ведь кто-то из них явно врет! А скорее всего – все (смеется). Кто же когда-то придет и скажет правду: «Я рвусь к власти, чтобы воровать. Но у меня есть установка: я вышел из народа, я не скурвлюсь, останусь таким, как есть». Хотя, скорее всего, власть испортит его, но народ, может быть, это подкупит, а может быть – нет… Но пока люди хотят быть обманутыми. К сожалению. И ведутся на одно и то же…

- Ощущение, что сейчас каждый второй ведет тренинги. Подскажите, как распознать действительно хорошего тренера, к которому стоит идти?

Алексей Курилко: Это тот, кто не хочет преподавать, кто идет на тренинг, как на каторгу. Это значит, что он владеет мастерством, но не сделал это источником своего заработка. Тот, кто очень много рекламируется, кто бьет себя в грудь и говорит: «Я научу вас за 10 занятий овладеть любой женщиной», – скорее всего, лжет. «10 правил успешности», «Богатей!», «48 правил власти» и так далее – если почитать, эти правила, в общем-то, правильные и мы все их знаем, ничего нового они нам не расскажут. Но действенными могут стать лишь с тем человеком, которому веришь. Я приведу один маленький пример и вы сами сделаете вывод. Помню свои первые начинающие попытки заявить на киностудии Довженко о том, что еще есть талантливые люди, и если они вам нужны – пожалуйста, мы готовы. Оказывается, не нужны (смеется). Но не в этом дело. Есть такие актеры, которые особо ничего никогда не играли, но они умеют себя подать, умеют бить себя в грудь. Мы пришли на киностудию, они говорят: «У нас есть очень талантливый парень, сыграет вам…» На меня смотрят: стоит в сторонке Леша Курилко – какой-то такой невзрачный. Те зашли, как к себе домой, как короли, а он стоит, неуверенный в себе… Мне говорят: «Ну есть одна роль – вор, значит. Небольшой эпизод. Вы справитесь?» «Не знаю, попробую. Наверное, справлюсь», - говорю я. Когда мы вышли, все на меня напали: «Как ты мог так сказать?! Ты что не уверен? Ты же такие роли играешь! Причем, с импровизацией, без всякого текста…» А я не умею вот так на 100 % сказать: «Да, я справлюсь». Мало ли? Я знаю, что справлюсь, но не буду человека обманывать. Мне что надо было тут же кошелек украсть, чтобы доказать, что справлюсь (смеется)?! Я к тому - что чем больше человек себя рекламирует, чем больше пытается убедить, что его тренинг – это самый последний тренинг, который всем нужен, скорее всего, он ничего за собой не несет. Тут реклама срабатывает, как антиреклама. В 90-х, в общем-то, все так и работало. Сейчас почему-то об этом забыли, и считают что то, что больше, ярче и красочнее рекламируют, то лучше. Но жизнь нам показывает, что не всегда это так.

Благодарим за организацию интервью компанию «ВИННИЦАКОНЦЕРТ».

Фоторепортаж – Дмитрия Данкевича.



Коментарі
02:22 Трагедія на Київській: водій сріблястого авто насмерть збив людину і втік 23:18 На Київській Ford на смерть збив чоловіка і втік. Шукають водія та свідків (оновлено) photo_camera 22:01 Хліб в Україні подорожчає на 20 відсотків. Експерт розказав причини 20:59 Дизайн зміниться. В Україні введуть в обіг нові купюри 20:39 Що вінницькі старшокласники думають про навчання в університеті? - Спеціально до Дня студента 17:57 «Католики теж мають право на свято». Вінничани про новий вихідний 25 грудня photo_camera 17:01 Рада хоче скасувати 8 Березня і перенесення вихідних на понеділок (ОПИТУВАННЯ) 16:14 Студентські роки: як це було у таксиста, оператора тиру, баристи та продавця photo_camera 16:01 На Вінниччині загорівся храм. Гасили трьома пожежними машинами 15:19 У Вінниці презентували машини з майбутнього. Купити їх можна прямо зараз! (Новини компаній) 15:19 За опалення — від 2000 гривень. Жителям на Артинова прийшли «космічні» платіжки 15:02 Природа підготувала погодні сюрпризи на ці вихідні дні (18 та 19 листопада) 14:01 Водіїв попереджують про затори. Ремонтуватимуть дорогу біля Епіцентру

У Нацбанку заявили про те, що в даний час фахівці працюють над новим дизайном української національної валюти.

Перший віце-спікер українського парламенту Ірина Геращенко вважає, що потрібно скасувати вихідний 8 березня, а також перенесення...

Синоптик повідомила, якою буде погода в суботу та неділю.

Вінницьку об’їзну дорогу зі сторони міста Хмельницького будуть ремонтувати. Як краще об’їхати цю ділянку?

Не пропускай новини — долучайся до нас на Facebook
keyboard_arrow_up