Фильм о Крыме винничанки Ксении Жорноклей покорил кинофестивали в Каннах, Хьюстоне и Одессе

Фильм о Крыме винничанки Ксении Жорноклей покорил кинофестивали в Каннах, Хьюстоне и Одессе
Ксения Жорноклей на кинофестивале в Дубае. В ОАЭ винничанку знают, как Ксению Джорно, но даже псевдоним арабам сложно произносить, поэтому часто они называют ее просто Шейха - принцесса.
Съемки в условиях оккупации. 35-минутную документальную короткометражку о трех поколениях крымских татар, которые пережили депортацию, вернулись на родину и вновь ее теряют в условиях «русского мира», винничанка снимала инкогнито. Сейчас картина продолжает триумфальное шествие по всемирно известным кинофестивалям.

«Путешествие в Крым оказалось намного более ярким в переживаниях, чем я ожидала. Я встретила удивительных людей, настоящих патриотов Украины - особенных, верных, дружеских. Тех, кто пережил депортацию, вернулся в Украину, родился в Украине, был украинцем до аннексии Крыма Россией, стал украинцем по собственному убеждению...» - проехав украинскую границу в Херсоне, 25 сентября 2014 года написала в Facebook режиссер Ксения Жорноклей.

Свой фильм о Крыме она должна была снимать на два месяца раньше. Но за день до вылета был сбит Малазийский боинг, все рейсы отменили, а родные и друзья еще более рьяно начали отговаривать от поездки в оккупированный Крым.

- Но я решила: если не сейчас, то уже никогда. И была права. Сейчас в Крым уже так просто не поедешь, - говорит Ксения Жорноклей.

Відео дня

Уже пять лет винничанка живет в Объединенных Арабских Эмиратах, работает в компании, которая продюсирует современные арабские сериалы. До этого 10 лет жила во Франции и училась в театральном колледже, куда поступила по окончании винницкого лицея № 7. Собственный фильм о Крыме решила снять, чтобы за границей рассказать о проблеме крымских татар, которые 70 лет после нечеловеческой депортации вновь вынуждены выживать на родной земле.

- К сожалению, Украина ничего не делает, чтобы вернуть Крым. За границей создали канал «Ukraine today», занимаются пиаром и лоббизмом, но об аннексии Крыма и слова не говорят, теряя поддержку Запада в этом вопросе. А в это время запуганные крымские татары вынуждены адаптироваться к новым реалиям, буквально выживать. Если год назад мы потеряли территорию, то сейчас теряем народ - все население с проукраинскими взглядами, о котором просто забыли, - констатирует Ксения Жорноклей.

«В Крыму задыхаешься от тишины».

Еще до начала событий в Крыму через Facebook Ксения познакомилась с молодой крымской татаркой, которая живет в деревне под Симферополем. В разгар аннексии готовила переезд ее семьи в Винницу, но в последний момент крымчане решили, что бросать дом и родную землю, которую так долго обретали, не будут. Долгое время родные режиссера передавали новым друзьям продукты и лекарства, а вскоре Ксения решила через фильм рассказать их истории всему миру.

К поездке в Крым, который на тот момент уже полгода был оккупирован, готовилась основательно. Новый загранпаспорт, чистый ноутбук и сим-карта мобильного, где нет ни одной зацепки о журналисткой работе и привязке к Западу. Везла с собой Ксения и минимум техники: аппарат для звука и фотоаппарат Canon 7D, на который снимала фильм, а ежедневно съемки сбрасывала на сервер в Интернет.

- Ехала, как бедная студентка, на свадьбу к родственникам, - смеется Ксения Жорноклей. - Так что на границе меня даже не обыскивали, в отличие от моей попутчицы в купе с самыми твердыми пророссийскими взглядами, но с украинским паспортом.

Чтобы обезопасить героев своего фильма, режиссер изменила их имена, многие истории рассказывают за кадром, ведь и сейчас в Крыму продолжаются трагические исчезновения крымских татар. За шесть дней Ксения Жорноклей провела съемки в Ялте, Саках, Бахчисарае и в деревне под Симферополем.

- Крым меня встретил страшной, удручающей обстановкой, - делится Ксения Жорноклей. - Люди боялись общаться, выражать свое мнение и тем более - говорить о политике. Даже всегда разговорчивые таксисты молчали. Чувствовалось постоянное напряжение, которое исчезло лишь тогда, когда я выехала за пределы Крыма, словно пересекла границу страха.

Татары хотят выговориться.

Уже через два месяца фильм "Къырым" с титрами на английском был готов. Ксения Жорноклей всю работу делала сама, став режиссером, сценаристом, оператором и монтажером картины. Но, признается, самой сложной задачей был именно пост-продакшн, когда из десятков часов интервью нужно было выбрать лишь самое важное, уместив все в 35 минут.

- Сейчас во время показов я всегда выхожу из зала. Мне тяжело смотреть фильм, ведь за каждой секундой для меня спрятаны минуты, - признается Ксения Жорноклей. - С бабушками мы говорили часами. Они так хотят высказать боль, которая жива в их сердцах. Одна из них в свои 87 лет в мельчайших деталях с тетрадкой в руках, где записаны все даты и фамилии, рассказывала о депортации, когда ей было всего 17 лет. Другая - Аиша - рассказала, как по возвращении в Крым жила в яме и сама строила свой дом. На общение у нас было всего полчаса, а когда я уезжала, Аиша молилась в дорогу и расстроенная бежала за машиной: «Доченька, я тебе еще не все рассказала…» Это истории всего двух женщин, а в Крыму таких миллионы! Крымские татары недослышаны и четко осознают, что трагическая история сегодня для них повторяется: вместо депортации они получили оккупацию.

Параллели между нынешними и событиями 70-летней давности в фильме режиссер проводит на фоне крымско-татарской свадьбы, которая стала объединяющим звеном сюжета.

- Когда я вернулась, меня все расспрашивали, какие они - крымские татары? Не понимаю, почему у нас многие так боятся мусульман, ведь они - такие же, как и мы. В деревне люди так же держат коров и бычков, а молоко и творог потом продают на рынке, - рассказывает Ксения Жорноклей. - Все, что их отличает от нас - это то, что дети читают намаз, семьи отмечают свои праздники и свято чтят традиции. Уважение к родителям там колоссальное! Для меня было очень удивительно, что дети обращаются к ним на «вы», хотя мой папа потом рассказал, что так же делал по отношению к своим родителям. Жаль, что наши новые поколения эту традицию забыли, ведь это очень красиво!

Кинофестивали не принимают политику.

Первый показ фильма "Къырым" прошел в марте в рамках Международного фестиваля документального кино о правах человека «Docudays UA» в Киеве. А уже в мае картина получила свою первую международную награду – приз Bronze Remi Award на Международном кинофестивале Worldfest в Хьюстоне (Техас, США) и была показана в рамках внеконкурсной программы Short Film Corner на Каннском кинофестивале.

- Попасть на Каннский кинофестиваль не так сложно: нужно заплатить 70 евро за подачу фильма и ждать, что он пройдет отбор, - рассказывает Ксения Жорноклей. - Мне выдали две аккредитации и, прилетев в Канны, я поняла, насколько это «ненормальный» кинофестиваль. Это 40 тысяч приезжих и громадный кинорынок! Конечно, Канны - очень гламурный город, в котором все очень дорого и только такси до аэропорта стоит 100 евро, но там безумно интересно! Ночью никто не спит, проходит очень много интересных показов и мастер-классов. Хотя я, как и большинство режиссеров, не успела посмотреть ни один чужой фильм. Все время посвятила встречам. Ведь поездка в Канны - это не столько возможность побывать на громких вечеринках, сколько шанс пообщаться с дистрибьюторами и представителями других кинофестивалей с целью будущей карьеры фильма: продажи, показов, финансирования, наработки контактов. У меня в Каннах была очень интересная встреча с украинцами, французской дистрибьюторской компанией и эмиратцами, с которыми мы общались по будущей работе в ОАЭ.

Показ фильма на Каннском кинофестивале - это своеобразный знак качества, благодаря которому другие кинофестивали более охотно берут фильм, понимая, что раз он был в Каннах, значит - достойный.

- Сейчас я жду ответов от других кинофестивалей, хотя многие присылают отказы, объясняя, что фильм связан с политикой. Но это вовсе не так. Политика лишь минимально присутствует в контексте, а на первом плане и в картинке - социальные проблемы крымских татар, - говорит Ксения Жорноклей. - Я снимала фильм не для украинцев, которые и так все знают о крымских событиях, а - для иностранцев. Те же арабы в Эмиратах о Крыме знают лишь то, что в свое время там отдыхала вся верхушка советской власти. Они не знают, что крымские татары - тоже мусульмане. Моей задачей как раз было показать, что Украина - та уникальная страна, где всегда мирно уживались и православные, и мусульмане, и евреи, и католики. В этом отношении Украина очень толерантна, намного более европейская, чем сама Европа. Европейские страны на самом деле очень националистические. Я десять лет жила во Франции и хорошо помню, как в 2007 году, кода выборы выиграл Николя Саркози, каждый пятый француз - а это 20 % населения страны! - проголосовали за ультраправый «Национальный фронт» Ле Пена. Французы - страшные шовинисты и националисты, точно как и англичане и немцы. В Украине же все всегда было по-другому. Через фильм мне хотелось показать, что Украина - пример лояльности и толерантности по отношению к представителям других национальностей.

Дальше будет фильм о женщинах в Эмиратах.

17 июля фильм винничанки вновь был показан в Украине - на Одесском международном кинофестивале, после чего Ксения вновь улетела в Эмираты.

- Жить в Украине сейчас я уже не могу, - признается режиссер. - 15 лет за границей меня изменили: в первую очередь, я научилась ценить свое личное пространство, которое в Украине нарушается на каждом шагу. В наших поездах люди бесцеремонно включают громкую связь, не беспокоясь, что кто-то в этот момент хочет отдыхать. Но главное потрясение, которое переживаю, приезжая на родину - это нищие. В Эмиратах нет бедных людей, даже индусы, которых все жалеют, зарабатывают несколько сотен долларов, а попрошайничать на улицах вообще запрещено законом. Во время моей нынешней поездки, в Киеве я не смогла сдержать слез, когда увидела, как человек ест из мусорки…

В Эмиратах винничанка продолжает курировать множество кинопроектов и фестивалей, а также ждет, когда будут разморожены съемки совместного арабско-немецко-украинского сериала «Роксолана», который приостановлен из-за прекращения финансирования Министерством культуры Украины.

- Сейчас я очень увлечена миром кино, хотя в детстве об этом вовсе не мечтала. Хотела быть стюардессой, - смеется Ксения Жорноклей. - Когда училась в школе № 17, у нас был первый экспериментальный физико-математический класс, а в лицее № 7 я углубленно изучала право. Но судьба и Бог нас направляют. И знания, которые я в детстве получила в винницкой художественной школе и театральной студии, что действовала при театре имени Садовского, сейчас мне очень пригодились.

Главная творческая мечта Ксении Жорноклей - получить «Оскар», который она, кстати, уже держала в руках, произнося речь благодарности. Такое «упражнение» во время мастер-классов на курсах режиссеров при Нью-Йоркской киноакадемии в Абу-Даби практикуют, чтобы каждый мог почувствовать, что самые большие мечты - вполне реальны и осуществимы.

- Следующий свой документальный фильм я хочу посвятить эмираткам, - делится планами Ксения Жорноклей. - Многие почему-то думают, что мусульманки - унижены и ущемлены, но в Эмиратах это точно не так. Наоборот, женщины там - главы семей. Они очень защищены, как правило, получают блестящее образование, а если работают, то лишь в удовольствие, а не для того, чтобы, как у нас, прокормить семью. Все заработанные деньги женщина оставляет на свои карманные расходы, ведь всегда о доме и быте думает муж. У эмиратцев очень бережное отношение к женщинам. И я искренне желаю, чтобы когда-то так стало и в Украине.

Топ-5 захватывающих фильмов, которые Ксения Жорноклей всем рекомендует посмотреть:

1. Турецкий фильм «Мустанг» режиссера Дениз Гамзе Эргювен. Это очень красивая картина о судьбе сестер-подростков из турецкой деревни и их становлении в обществе. Смелые героини стараются жить так, словно в их жизни нет барьеров и препятствий.

2. Фильм «Такси» скандального иранского режиссера Джафара Панаги. В 2010 году Джафар был арестован и позже осужден на шесть лет заключения за антиправительственную деятельность и участие в акциях протеста против официальных итогов выборов 2009 года. Панахи также было запрещено заниматься кинематографической деятельностью и выезжать из Ирана в течение 20 лет. Но он не прекратил снимать, а его фильмы, тайно вывезенные из Ирана, имели невероятный успех за рубежом. В частности, «Такси» на Берлинском кинофестивале получил Золотого медведя и приз кинокритиков. В фильме режиссер сам водит такси по Тегерану. Его пассажиры рассказывают разные истории из жизни, их фиксирует видеорегистратор или мобильный телефон.

3. Украинская драма «Песнь песней» Евы Нейман является свободной экранизацией одноименного произведения Шолом-Алейхема. Ева Неман представила стилизованное видение потерянного мира еврейского местечка начала ХХ века. Поэтические сцены, созданные с помощью по-настоящему волшебных образов, соединяет мотив детской любви, а сам фильм пропитан ностальгией.

4. Российская драма «Левиафан» - киноинтерпретация истории библейского 

персонажа Иова, изображенная режиссером Андреем Звягинцевым в условиях современной России. За границей фильм завоевал множество наград и получил положительные отзывы критиков, а в самой России православные активисты призвали ограничить его прокат, говоря, что фильм создает негативный образ Российской православной церкви и всей страны.

5. «Да здравствуют антиподы!» — фильм российского режиссера-документалиста Виктора Косаковского, вышедший в 2011 году. Фильм рассказывает о людях, живущих в противоположных точках Земли. Однажды режиссер Виктор Косаковский оказался в Аргентине и, глядя на рыбака, стоящего на середине моста через реку, подумал: если мысленно продлить леску через всю Землю, где она выйдет? Оказалось, что леска выйдет в центре Шанхая. Так возникла идея фильма о людях, живущих друг у друга «над головой». Вертикальные оси проведены между Аргентиной и Китаем, Новой Зеландией и Испанией, Сибирью и Чили, Гавайями и Ботсваной. Авторский концептуальный угол зрения выявляет глубинные связи между людьми и ландшафтами, расположенными в противоположных точках Земли.

Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.

Коментарі
Найчастіше Найчастіше
Новини за сьогодні
Новини Вінниці за сьогодні
13:21 На блок-посту в Гайсині затримали водія, у якого було 150 патронів photo_camera 12:19 У Вінниці зіткнулись три автівки, постраждали водії та дворічна дитина photo_camera 11:50 Запрошуємо на відкриття персональної виставки керамічних робіт ветерана Івана Шостака 11:17 Без води та світла. Де у Вінниці 29 березня відключатимуть послуги Від читача 13:19 «Мистецтво вільних людей»: на Вінниччині проведуть безкоштовний майстер-клас із петриківського розпису для дітей та дорослих 11:00 Чому вивчати англійську з дитинства актуально як ніколи (Новини компаній) 10:36 В останню путь проводжатимуть вінничанина Романа Стрільчука 10:12 Минулої ночі ворог застосував 99 засобів повітряного нападу: деталі нічної атаки 08:53 Ворожий безпілотник здетонував біля житлового будинку на Вінниччині 08:30 Що таке вініри? Де їх встановити у Вінниці (партнерський проєкт) 08:17 Сьогодні відзначають День фокусника. Історія, заборони та прикмети 29 березня 21:11 В Україні планують закрити майже всі сільські школи 20:17 У Козятині чоловік осквернив Меморіал полеглим воїнам 19:46 Під час спільного застілля донька побила батька сокирою 19:15 Екстремальна їзда на даху Range Rover: як поліція покарала «каскадерів» photo_camera 18:27 «Патрульний мало не зашпортнувся з TruСАМ у руках». За що поліцейські покарали подружжя військових офіцерів? 18:21 До яких лікарів можна звернутися без електронного направлення? 17:58 Зібрали 66 тисяч гривень на ЗСУ. В техколеджі відбувся благодійний бал в стилі 60 – 70 років photo_camera 17:23 Родинам полеглих військових у Вінниці вручили державні нагороди, присвоєні захисникам посмертно photo_camera 16:46 ТОП 3 ідеї, як відсвяткувати день народження сучасного підлітка у Вінниці (партнерський проєкт)
Дивитись ще keyboard_arrow_right
Ваші відгуки про послуги у Вінниці Ваші відгуки про послуги у Вінниці
keyboard_arrow_up