Песах (то есть Пасха), будет длиться восемь дней. В первый день по традиции вспоминали, через что довелось пройти евреям в годы рабства в Египте. Журналисты 20minut посетили пасхальный Седер и присоединились к традиционной трапезе, чтобы посмотреть, как она проводится и в чем смысл праздника. Несмотря на то, что праздник еврейский, участвовать в нем может любой человек, который не исповедует иудаизм.
Каждое кушанье на тарелке что-то символизирует. А что - объясняли три человека, которые проводили Седер. О всех тонкостях нам параллельно рассказывала старейшина еврейской общины Анна Гузеева.
В банкетном зале ресторана “Поділля” уже были накрыты столы и расставлены тарелки с особой едой на них. Перед трапезой читается общая молитва и произносится пожелание: «Хаг Песах Самеах!», что означает “хорошего праздника”. И перед каждым блюдом тоже произносятся особые молитвы.
Ужин начинается с первого кидуша — бокала. По традиции каждый человек должен выпить четыре бокала вина. Но можно условно поделить один бокал на четыре порции. Отпивая первую чашу евреи произносят "Лехаим!" и "Шабат шалом" («мирной субботы»).
В неформальной церемонии Седера мы будем по порядку знакомить с блюдами на тарелке, которые являются своеобразным музеем Исхода из Египта. Если вы захотите поучаствовать в таком празднике, то информация про продукты, блюда и как их правильно употреблять вам пригодится.
1. Карпас (картофель) — символизирует бедную пищу евреев, которая обильно поливалась слезами от тяжелой работы. Мокаем карпас в соленую воду и пробуем его.
2. Маца - ( «выжатый», «лишенный влаги») - пресный хлеб из бездрожжевого теста, символизирует жизнь без греха. Берем мацу и ломаем ее на три равные части. Одну часть заворачиваем в салфетку и пробуем кусочек лепешки. Есть мацу — означает питаться, жить чистотой и истиной. Спрятанная часть называется «афикоман». Что это обозначает расскажут потом, в конце трапезы.
В еврейских семьях во время пазднования Песаха обычно дети задают родителям пять вопросов. В Виннице на празднике их задавал мальчик Назар, которому затем отдали средний лист мацы. Он его должен был спрятать, а потом достать.
3. Харосет – пюре из яблок, меда и толченых орехов. Харосет напоминает о глине, из которой предки евреев делали кирпичи в Египте.
4. Затем стоя (чтобы подчеркнуть горечь пищи таким неудобным для еды положением) надо попробовать марор — хрен. Он символизирует горечь рабства. И, кстати, с каждым глотком эта реальная горечь, которой, собственно, известен хрен, усиливается.
5. Яйцо (вареное) - символизирует каменное сердце фараона Египта, его нежелание отпустить еврейский народ. Разбиваем яйцо, чтобы сокрушить этот прообраз каменного сердца.
6. Мясо на кости — напоминает о том, как человек свою смерть заменял смертью жертвы — животного. Жертвой выбиралось только самое лучшее, абсолютно здоровое и молодое животное. Перед тем как отведать это блюдо, произносится молитва Богу, чтобы он простил евреям весь «хамец» — грех их прошлой жизни.
7. Бутерброд Гилеля — древнего еврейского мудреца, который во время существования Храма придумал делать бутерброд из всего, что есть на этой тарелке: смесь мацы, мяса, марора с харосетом – это смесь святой жизни, благословений, испытаний и побед.
Так, праздничная трапеза продолжается, и каждый старается угостить другого тем, что приготовил для этой части Седера. И вот подошло время отыскать спрятанный преломленный лист мацы – афикоман — символ Месссии (Иешуа). Как объяснила Анна Гузеева, бесквасная маца символизирует его безгрешную жизнь. Как считают евреи, Мессия был похоронен и на третий день воскрес. Поэтому этот кусок достают и съедают в конце Седера – без него Седер завершить невозможно.
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 16 від 17 квітня 2024
Читати номер
Анонім
Анонім
Пупкин Вася