Свою карьеру Евгений Кулаковский начал с "Винница кино", которое когда-то находилось на улице Гоголя, там сейчас фонд госимущества. И было это в 1959 году.
- На Гоголя было предприятие "Винница кино", большой зал, большой коллектив, и работал киномехаником татарин Селид Оглы. Мы его называли Семеном Яковлевичем, - рассказывает Евгений Кулаковский. - Он замкнутый дядька был, жил в аппаратной, документы там держал и никого туда не пускал. Это была его святая святых. А меня пустил. И научил многому, я даже характер от него унаследовал. Проработал я там пару лет и ушел, не поняли мы друг друга с новым начальником, которого поставили в 1963. А потом там пожар случился, погибли семь человек. В те времена вся пленка была в основном горючая, это нитропленка - по сути, динамит, и если его детонировать, он взрывается как бомба. Там загорелось без детонации, но сгорело все. Все окна повылетали, и у соседей тоже. И даже каштаны через дорогу все сгорели. Сгорела в этом страшном пожаре Лариса Ковальская – на нее все и списали. Остальные шесть человек задохнулись. Дело в том, что когда нитропленка сгорает без достаточного доступа кислорода, она выделяет синильную кислоту, которая приводит к параличу, человек живой, а двигаться не может. Вот все и погибли, не смогли покинуть здание и задохнулись.
Евгений Кулаковский чудом избежал этой участи, тогда он уже работал киномехаником на Старом Городе, на кирпичном заводе.
Киномеханик - это стиль жизни
Пусть Евгений Кулаковский и говорит, что мог быть сапожником в третьем поколении, или врачом, к чему у него были таланты и предпосылки, но любовь к киноискусству превысила все.
- В кинопрокат пошел потому, что киношником с детства был, и ни одного фильма не пропускал. Причем, делал это разными способами, - рассказывает Евгений Кулаковский. - Если киномеханик был голодный, я брал бутерброд, который готовила мне мама, относил ему – и попадал в кино. А потом было такое, что вытягивал, где только видел, гвоздики маленькие, выравнивал их, сто штук запаковывал в конверт, приходил в кинотеатр, кидал на установку и шел смотреть фильм. Дело в том, что тогда рекламных щитов не было, а киноустановок было много и киноафиши прибивали маленькими железными гвоздиками. Сначала я их приносил, а потом приходил – и снова эти гвоздики вытягивал.
В пятидесятых Евгений вместе с мамой жил в районе “Локомотива”, хотя никакого стадиона там не было, была летняя площадка, где помимо всего транслировались киноленты.
- Только в районе, где я жил, было девять киноустановок. Сейчас там нет ни одной, - говорит Евгений. - А раньше кино можно было посмотреть в военном госпитале, на 45 заводе, в Доме офицеров, на мясокомбинате, на агрегатном заводе, в кинотеатре “Большевик”, в управлении железной дороги (сейчас там педуниверситет). А еще там был протезный завод – и всюду киноустановки. Кстати, агрегатный завод – это засекреченный объект, но кино - это все, поэтому меня солдатик прятал в шинель, и я так проходил. Как-то меня засекли, начали искать. А там было такое здание с огромной колонной, вот я от преследователя у той колонны крутился, меня так и не нашли. В тот день я посмотрел английский фильм "Башня смерти" – оригинальное его название "Лондонский Тауэр", до сих пор помню.
Жучки и в кино жучили
А еще Евгений вспоминает, как не вылезал из управления железной дороги, где тоже стояла киноустановка и показывали фильмы.
- Там работал Миша Сварсбурт. Он был всем - и киномехаником, и билетером, и контролером, одним словом, все было в его руках, - рассказывает Евгений. - Миша взял себе помощника, беспризорного парня Валика, учил его всему, он и жил у него там в аппаратной. А мы с мамой, хоть и жили бедно, все равно, что-то выпрошу, и приношу этому Валику покушать, а сам смотрел кино. Так вот два фильма, которые очень помню, это "Чапаев" и "Тарзан", я их высидел от 8 утра до 12 ночи. Выходил из кинотеатра с чугунной головой. А еще в те времена "Есения" шла в семи кинотеатрах города одновременно, и все они были заполнены. В Виннице раньше был кинотеатр "Большевик", потом он стал называться "Жовтень", потом его вообще закрыли. Так вот, люди в шесть утра занимали очередь за билетами на фильмы. Но не все могли купить, потому что там работали так называемые "жучки" - пацаны, которые имели связь с кассирами. Два первых ряда в кинотеатре стоили по два рубля, все ряды дальше были дороже. Эти жучки еще до начала сеанса первых два ряда забивали, потом когда начинался сеанс, они эти билеты с рук продавали - 50 рублей за пару и люди брали.
Объясняет Евгений такой небывалый ажиотаж весьма просто. Время было послевоенное, хороших фильмов советских не было, а люди соскучились по позитиву и ходили на все сеансы. Тогда вообще странным было – как это, в кинотеатре идет новый фильм, и его не посмотреть.
Первые курсы профессионалов
Когда Евгений Кулаковский не нашел общий язык с начальством на Гоголя, попросил, чтобы его на курсы направили. В Виннице как раз открылись курсы киномехаников, это было впервые. Вообще-то, для того чтобы чему-то учиться, нужно было во Львов ехать. А тут подарок судьбы, после которого Евгению предложили работу на Кирпичном заводе, где он и проработал пять лет.
- Там был клуб, который переоборудовали в кинозал. Я туда пришел и за первые два месяца сделал план 1000 рублей, один, работая и механиком, и контролером. При этом зарплата у меня была 65 рублей, - рассказывает Евгений. - Работать пришлось хоть и в большом зале, но совершенно не приспособленном. Проекторы там были плохонькие, стулья жесткие, и экран, который я усовершенствовал. Замешал зубной порошок, добавил яичного белка для связки, немного клея и побелил этот полотняный экран, чтобы было хоть что-то видно. И несмотря на все неудобства, у меня набивался полный зал, люди за 20 копеек хотели смотреть кино. Потом стоимость билетов стали подымать, сначала 30 коп., потом 35. А там чуть выше был кинотеатр Шевченко, комфортабельный, и цена билета по 20 копеек. А внизу кинотеатр Кирова на конфетной фабрике, и тоже были билеты по 20 копеек. В общем, или не понимали, или просто захотели его закрыть, люди перестали туда ходить.
“Винница кино” продолжает жить
С 1969 года Евгений Кулаковский работает на предприятии "Винница кино", которое после пожара переехало на Корею, на улицу Ботаническую. Сейчас предприятие переживает не самые светлые времена, но, тем не менее, работает.
- Когда все стало разваливаться - и СССР, и кино – нас перестали финансировать, - рассказывает Евгений. - Считали, что кино - убыточная отрасль, которую финансировало государство. Хотя на самом деле оно приносило миллионы. Тогда много кинотеатров города просто исчезли, в других стали поднимать цены на билеты. На всеобщем собрании киношников я говорил, что не нужно этого делать, вы оттолкнете зрителей.
Мне говорили, не может такого быть, чтобы хлеб стоил дороже билета, и никакие аргументы о том, что хлеб человек в любом случае купит, он хочет кушать, а кино он может смотреть, может не смотреть, тем более когда все копейки считали, не сработали. В результате, за год кинотеатры потеряли 70% зрителей.
Сейчас кинотеатры опять пользуются небывалой любовью и спросом как винничан, так и не винничан. Кинотеатров, конечно, в городе меньше в разы. Достаточно вспомнить, что после войны в Виннице было 32 киноустановки, а сейчас... только в некоторых райцентрах. Ведь время не стоит на месте. На смену традиционной киноаппаратуре приходят цифровые технологии, и, возможно, совсем скоро такая романтическая профессия как киномеханик перестанет существовать.
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 17 від 24 квітня 2024
Читати номер