«В огонь» вместе со своей женой наш собеседник перешел из другой субкультуры где- то шесть лет назад.
— На тот момент мы были увлечены роллер-движением, — рассказывает он. — Участвовали во многих соревнованиях, объездили всю Украину. Как ни странно, очень много роллеров (любителей кататься на роликовых коньках — авт.) подаются в огненное шоу. И хотя эти два направления абсолютно не связаны, философия свободы и желание овладеть чем-то новым их сближает. Второй момент, что многие роллеры еще и айтишники, как я. Получается, что если ты роллер, то на 50%— айтишник, а на 20% — фаерщик.
Инициатива работать с огнем принадлежала супруге Татьяне, хореографу по образованию. Тогда в Виннице мало кто этим занимался профессионально. Да и любителей тоже практически не было.
— Я сделал сюрприз жене: съездил в Киев и купил первый огненный реквизит, — говорит Антон. — И понеслось. Мы начали посещать мероприятия для фаерщиков, а именно Фестиваль огня в Киеве, различные мастер-классы.
Начиная любителями, которые думали: «Получится… не получится», ребята превратились в профессиональный коллектив из шести человек: пять основных артистов и один техник — Театр огня Fiery Dream. Руководит командой Антон Обертинский. На своем фургоне с номерами «Фаер», куда грузят реквизит, костюмы и все оснащение, они пять лет ездят на свадьбы, корпоративы, дни рождения, показывая фаер-шоу.
— Так вы больше программист или фаерщик? — задаем вопрос Антону.
— Все не так просто. Огненное шоу — это своего рода стартап, личный бизнес, который абсолютно не мешает моей работе программиста. Если огонь забирает время по вечерам, то утром у меня его очень много.
Реквизит из металла
У фаерщиков от качества реквизита многое зависит. Безопасность в том числе. Применять асбестовые фитили — вредно и неправильно. Любой реквизит должен быть металлическим с использованием кевлара (ткань из очень прочного волокна — авт.) либо керамошнура (огнеупорный теплоизоляционный уплотнитель — авт.), который держит температуру более 1000 градусов.
— Одно дело, когда отвалился кусочек реквизита, и у вас зажглась одежда, — говорит артист театра огня. — А другое — когда вы работаете перед публикой, а реквизит попадает в публику. Фаершоу — это как хореография: есть определенные позиции. Если работать с реквизитом в конкретных плоскостях, то никогда этого не случится.
«Что там, бензин?»
Многие думают, что фитили, которые горят на стафах (палка с двумя факелами — авт.), сгорают. Наоборот, используется огнеупорный материал, а сгорает топливо на фитилях. Нельзя использовать бензин, потому как он мгновенно воспламеняется. В ход идут специальные составы керосина марки ТР или РТ и смеси с ним. Простой лайфхак, с помощью которого фаерщики проверяют качество топлива: выливают его на асфальт и поджигают. Если загорелось — значит горючее плохое.
— Когда ты работаешь с огнем, на тебя все равно капает от реквизита и попадает на одежду, которая может вспыхнуть, — рассказывает Антон Обертинский. Я проверяю каждую партию топлива, которую закупаю у поставщиков, а это 200-400 литров.
Пламя изо рта — это не спирт
Фаерщики используют множество разных составов топлива, экспериментируют с ним. Для каждого номера — свое горючее. Например, для бризинга (когда набирают смесь в рот и выдувают огонь — авт.) используют дорогой светал, который закупают в Санкт-Петербурге. Это вещество содержится в нефтепродуктах и проходит несколько этапов очистки, что делает его менее токсичным при взаимодействии со слизистой оболочкой. Спирт же оставляет ожоги.
Ожоги второй и третьей степени
Как бы ловко артисты не обращались с огнем, ожогов не избежать. У одного из группы был ожог второй степени, у второго — третьей. Они могут заживать в течение месяца-полтора. Наиболее уязвимы руки. Случаются ожоги на животе, бедрах, очень редко на ногах.
Чтобы избежать травм, артисты надевают костюмы из тугоплавких и натуральных материалов, которые почти не горят: хлопок. Плюс специальные топливные смеси — тоже тугоплавкие.
Топливо летнее и зимнее
Смеси горючего испытывают, смешивают, экспериментируют, чтобы подобрать подходящее под определенные погодные условия. Тогда получается классное шоу.
— Три года назад мы в один день выступали в трех областях и все это время шел ливень во всех трех как-будто с трансбоя, — рассказал Антон. — Всю Украину тогда заливало. Промокли до нитки. Начали где-то в пять вечера и закончили около двух ночи. Недавно мы выступали, когда на градуснике было минус 9°С, а простое топливо при такой температуре не зажигается. Поэтому мы подобрали специальное, которое «справляется» с зимой.
Безопасность — приоритет
В помещениях фаерщики обычно не выступают. По словам фаерщика Антона, на каждом их шоу под рукой всегда есть два углекислотных огнетушителя. По сторонам — тряпки. Они должны быть большими, плотными, чтобы не пропускать кислород. Возят с собой также песок (против скольжения) и воду. Специальные стойки не менее 15-20 сантиметров от поверхности земли, чтобы они реквизиты догорали и не повреждали поверхность. Так на футбольном поле ребята использовали специальное покрытие, чтобы не испортить настил.
Сколько длится представление
— От 10 до 30 минут, — говорит Антон Обертинский. — А больше и не нужно, чтобы не утомлять зрителей. Каждая программа ставится режиссером и хореографом, и очень важно не переборщить, иначе людям станет неинтересно. Мы пытаемся красиво рассказать какую-то историю с кульминацией.
Грязные руки, постоянный запах керосина, ожоги — то с чем живут фаерщики. Антон, смеясь показывает свои руки:
— Если присмотреться, уже не сезон, а они все еще черные, — говорит он. — Я прихожу в офис, на меня смотрят так и спрашивают: «Ты в гараже что-ли копался?» Что поделать, работа такая.
«Огонь — это стихия, с которой очень тяжело совладать. С ней нужно договариваться, а если нет, она может тебя обжечь».
От каких номеров зрители в восторге
Два года подряд артисты работали в Буковеле на Новый год, выступая в колыбах. Такого рода исключение сделали потому, что клиенты оказались очень заинтересованными.
— Внутри — все в бумажном конфетти, — рассказывает винничанин. — Нам нужно было получить топливо, которое не имело бы резкого запаха, не давало копоти и было трудноразжигаемым.
Как говорит фаерщик, зрители больше всего приходят в восторг, видя как артист выдувает пламя изо рта, а также номер с большим огненным кубом. Шоумени — это профессионалы, и во время нашей беседы Антон Обертинский предостерегает не повторять за ними трюки: «Огонь — это стихия, с которой очень тяжело совладать. С ней нужно договариваться, а если нет, она может тебя обжечь».
https://vimeo.com/79985470
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 13 від 27 березня 2024
Читати номер