На дворе жара и обычная городская суета. А если вы хотите новых впечатлений, то можно заглянуть в Краеведческий, что прямо в центре города. От «МакДональдса» и «Скай-парка» — пара сотен метров, совсем рядышком.
Так поступили наши земляки — винничанка Виктория, которая приехала в гости из Германии, и ее родные. По ее словам, предложил пойти в музей всем вместе маленький Владимир. Пригласили и бабушку Марию, которая живет в селе Дзиговка в Ямпольском районе.
Мы встретили их в зале, где они рассматривали работы Александра Никитюка.
— А что это за мышка? — расспрашивал Владимир искусствоведа Татьяну Журунову. — Почему она тут оказалась? Она же умерла.
К работе, которую можно назвать арт-объектом, подошли Ирина, мама мальчика, бабушка Мария и Виктория. И услышали историю про Ганса, так звали мышку, а вернее — крысу, которую вписал в историю искусства Александр Никитюк.
По словам искусствоведа, само название выставки — «Философия» — своего рода приглашение поразмышлять и почувствовать себя частью той реальности, которую сконструировал художник Никитюк. Это, кстати, его первая персональная выставка в Краеведческом. И, как мы выяснили, там этому очень-очень рады.
— Лейтмотивы выставки — перья и камни, — рассказала Татьяна Журунова. — Перья организовывают такие космические соединения, а камни — изменяют эти конструкции. Из работ выстраиваются некие логические цепочки. Поэтому и название такое — «Философия».
Мы сами убедились, что эта выставка не просто коллекция художественных произведений, а некое послание. Настоящее платье стало атрибутом полотна, и женский силуэт на нем стал более одушевленным.
Рядом в витрине — коллекция прихотливо уложенных камушков. Обычных, ничего дагоценного.
А напротив — впечатляющих размеров портрет кота породы сфинкс.
— Как считает художник, то, что ты любишь, занимает огромное пространство в твоей душе, — прокомментировала этот портрет искусствовед .
Рассматривая каждый экспонат, каждый подумает о чем-то своем. А если захочется просто развлечься, то для этого есть кольцо из белых перьев. Диаметром несколько метров, расположено в начале экспозиции. И там можно либо просто постоять внутри, либо покружиться. Посмотрите, как это сделала маленькая Маргарита:
Мы не стали долго расспрашивать Викторию и ее родных о впечатлениях, просто пожелали им хорошего дня и посоветовали заглянуть в другой зал. На выставку«Легендарная Украина в соломенных шедеврах Николая Климовича».
А о том, что «Философия» вот-вот закроется, Никитюк периодически сообщает на своей страничке в фейсбуке. Там же можно и расспросить Александра, что он имел в виду, создавая каждую работу.
Название выставки работ Климовича довольно официальное, но работы художника и его учеников заставляют его забыть, оставив в памяти лишь определение «соломенные шедевры». И как можно понять, о живописи в ее традиционном понимании речь не идет.
Всего 17 работ. Часть из них — самого мастера, остальные — его учеников из малой академии народного искусства и ремесел, в которой он преподает. Климович — уроженец Овруча, что в Житомиркой области. Там же находится и академия, которую он основал в 1999 году.
Мастер, между прочим, по образованию учитель физкультуры, а вот стал художником, изобрел собственную технику. Называется она тоже слегка «заумно» — апликация из художественно обработанной соломки.
Вот фрагмент его выступления на открытии выставки:
Работы в этой экспозиции есть смысл рассматривать не издалека, как картины, написанные маслом или акварелью, а приблизившись к ним. Вы увидите объемные фигурки на холстах и плоские инкрустации в виде орнаментов на рамах. Прямо по принципу «два-в-одном».
Ну, кроме разве одного полотна, которое является центральным или, как называет его сам Климович, программным. И по размерам, кстати, оно самое внушительное. Это аллегория под названием «Грехопадение двухглавого змея».
Как рассказал мастер, он запечатлел эволюцию российского двухглавого орла от имперского символа столетней давности до нынешнего агрессивного и злобного захватчика-дракона.
Что примечательно — орнамент на раме этой аллегории еще не выполнен.
По словам художника, на каждую работу уходит от года по полутора лет. И технологию приходится всее время совершенствовать. Раньше, как рассказал Климович, он применял природные красители для соломы. Например, сок свеклы, морковки. Но цвета со временем становились блеклыми. А новый лайфхак ему подсказала одна из учениц — просто показала, как на ее работу случайно пролилось желе, которое ее мама приготовила для холодца.
— А какая солома наиболее подходящая для искусства? — спрашивали Климовича на открытии.
— Рожь и овес, — ответил мастер. — Солома после окраски способна передать до 90 оттенков.
Насчет интереса людей к искусству и его работам, в частности, художник ответил, что искать ответы на вечный вопрос «кто мы и откуда», будем, когда станем «побогаче»
А те, кто уже «разбогател», покупают в свои коллекции работы мастера и его учеников. Как в Украине, так и за границей. Сам Климович говорит, что наилучшее место для его работ (а их уже около сотни — авт.) — житомирский краеведческий музей. Там и климат-контроль соответствующий, и доступность для публики обеспечена. Да и автору меньше беспокойства, что пропадет дело всей жизни.
Убедиться, что слово «шедевры» вполне уместно для работ из соломы Климовича и его учеников, можно лично, посетив выставку до 19 августа. В общем, есть еще неделя.
О графике работы, действующих и грядущих выставках узнавайте на сайте музея.
А куда еще можно пойти на выходные в Виннице, чтобы разнообразить досуг, читайте в нашей афише на 11 и 12 августа
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 13 від 27 березня 2024
Читати номер
Задунайский Торонтуй