Пропонуємо вашій увазі грунтовну статтю Володимира Фесенко, в якій є відповіді на ці питання.
Конфликт на Донбассе: что дальше?
Вот уже более года продолжаются военные действия на территории украинского Донбасса. Этот конфликт назвали "гибридной войной".
Попытки политически урегулировать конфликт на востоке Украины привели всего лишь к "гибридному перемирию", уже второму по счету.
Сразу же поясним, что имеется в виду под "гибридным перемирием" – это состояние, при котором нет ни полного прекращения огня, ни полномасштабной войны, регулярные военные действия продолжаются в отдельных горячих точках, есть жертвы, при этом идут бесконечные мирные переговоры.
Вроде бы есть соглашение о мирном урегулировании, но его содержание и темпы выполнения порождают не надежды на мир, а все больше скепсиса и критического отношения. И по-прежнему остается актуальным вопрос: что дальше?
Спектр мнений в дискуссиях на эту тему максимально широк – от апокалиптических ожиданий новой большой войны с Россией до наивных рассуждений об общенациональном диалоге и восстановлении добрососедских и партнерских отношений с Россией, от ура-патриотических намерений немедленно освободить Донбасс до пессимистической убежденности, что нам навяжут "реинтеграцию с сепаратистами".
Попробуем оценить различные варианты развития ситуации вокруг конфликта на Донбассе до конца года с точки зрения намерений и возможностей сторон, вовлеченных в этот конфликт, и попыткам его урегулирования.
ИНТЕРЕСЫ СТОРОН
Для начала попробуем оценить интересы и намерения всех сторон, причастных и к конфликту на Донбассе и к переговорам по его урегулированию.
Естественно, в данном случае автор исходит из субъективной оценки этих намерений и интересов, не претендуя на абсолютное понимание истинных планов Путина, Обамы, Меркель или Порошенко.
Интересы и намерения России
Начнем с оценки интересов и намерений российского руководства, которое спровоцировало конфликт на Донбассе, полностью контролирует сепаратистские республики и поддерживает достаточно высокий уровень военной активности в этом регионе через поставки оружия, боеприпасов, наемников и военнослужащих.
Абсолютное большинство наблюдателей сходятся во мнении, что Путин стремится сохранить Украину в сфере эксклюзивного российского влияния, а если это не удастся, то разрушить украинское государство в его нынешнем виде либо максимально его ослабить и обескровить.
Однако интересы российского руководства в контексте кризиса на востоке Украины не ограничиваются отношением к самой Украине. В не меньшей мере президента России волнует проблема экономических санкций против России и проблема противостояния с Западом. За аннексию Крыма и войну на Донбассе России приходится платить слишком большую экономическую цену.
На протяжении последнего года стало очевидно, что руководство Российской Федерации не хочет присоединять к себе две сепаратистские республики на востоке Украины. Также заметно, что российская дипломатия и лично Путин активно работают и на раскол единой позиции стран Запада по отношению к кризису на востоке Украины и одновременно над поиском "прагматичного компромисса" с Западом.
За аннексию Крыма и войну на Донбассе России приходится платить слишком большую экономическую цену. Фото: РИА Новости |
Евросоюзу при этом предлагают мирный сценарий "политического урегулирования" кризиса на Донбассе, а со Штатами пытаются договориться о глобальной сделке, подразумевающей сотрудничество России с США в решении проблем ИГИЛ и Ирана в обмен на уступки в пользу России в разрешении кризиса на востоке Украины.
С сентября прошлого года Россия реализует следующую тактическую линию по отношению к конфликту на Донбассе.
С одной стороны, через Минские договоренности Россия пытается легализовать две сепаратистские республики в составе Украины, так, чтобы за их содержание платил Киев, но при этом "ДНР" и "ЛНР" сохранили почти полную независимость и эксклюзивные отношения с Москвой. Путин, таким образом, получает возможность восстановить влияние на Украину и через своих людей на Донбассе и через восстановление внутри Украины противоречивого равновесия между пророссийскими и прозападными силами.
С другой стороны, путем достаточно активных боевых действий на Донбассе Россия оказывает постоянное военное давление на Украину и шантажирует Запад, прежде всего – Евросоюз новой войной на востоке Украины и рисками глобального военно-политического кризиса.
Нет смысла подробно анализировать интересы и намерения сепаратистов. Естественно, правящая верхушка "ДНР" и "ЛНР" хотела бы и далее оставаться в роли псевдо-независимых и квази-государственных лидеров.
Эти люди мировоззренчески чужды и враждебны Украине. Они хотели отсоединиться от Украины, они воевали с нашей страной, и они вряд ли смогут жить в мире с Украиной, а уж тем более внутри Украины. Но они полностью зависимы от России.
Именно Москва, а не Донецк или Луганск, будет решать, на каких условиях возможен мир на Донбассе.
Однако отметим, что "партия войны" в сепаратистских республиках, а это в том числе и нынешнее руководство "ДНР" и "ЛНР", будет значимым препятствием на пути возможного мирного урегулирования конфликта на востоке Украины.
И без замены "партии войны" на "партию мира" в руководстве сепаратистских республик, ни о каком мирном урегулировании этого конфликта не может быть и речи.
Интересы и намерения Украины
Вторая сторона конфликта на Донбассе – Украина.
Казалось бы, базовый интерес Украины – вернуть под свой контроль мятежные территории. И попытка сделать это была предпринята в июле-августе прошлого года. Однако она столкнулась с жестким противодействием со стороны России.
В августе прошлого года стало очевидным, что Россия не допустит военного поражения сепаратистских республик от украинских войск. Напротив, вот уже более года как Россия не только последовательно усиливает военный потенциал "ДНР" и "ЛНР", но и напрямую использует свои военные ресурсы для боевых операций против украинских войск.
Увы, но приходится признать, что в ближайшей перспективе, то есть как минимум на 1-2 года, решить проблему сепаратизма на востоке Украины военным путем вряд ли будет возможно.
В прямом противостоянии с мощной российской военной машиной без масштабной поддержки оружием и ресурсами со стороны Запада украинская армия в ее нынешнем состоянии не сможет выиграть эту войну.
В худшем случае это чревато большой войной с Россией, огромными разрушениями и людскими потерями, и утратой не только части Донбасса, но и гораздо большей территории.
Фото: Николай Лазаренко |
Тогда для Украины возможны только два сценария:
1) поиск приемлемого компромисса с Россией и сепаратистами для реинтеграции мятежных территорий в состав Украины;
2) замораживание военного конфликта – с прекращением огня вдоль линии размежевания, с сохранением политического статус-кво, когда часть Донбасса остается под контролем Украины, а сепаратистские республики сохраняют свою псевдо-независимость и особые отношения с Россией.
В случае второго сценария Украине еще предстоит определиться со своей политикой в отношениях с сепаратистскими республиками: либо полный разрыв социально-экономических отношений с "ДНР" и "ЛНР" – модель отношений между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией с другой стороны, либо некое мирное сосуществование с сепаратистскими республиками, которое подразумевает достаточно активное социально-экономическое взаимодействие Украины с этими территориями –модель отношений между Молдовой и Приднестровьем.
В обоих случаях Украина не будет юридически признавать суверенитет сепаратистских республик.
Все вышеназванные сценарии достаточно проблемны для Украины – в разных формах и в различной степени. Но надо честно признать: идеального варианта разрешения конфликта на Донбассе для Украины в настоящее время просто не существует.
В украинском обществе и в отечественном политикуме нет какой-то одной доминирующей позиции относительно того, как выходить из конфликта на Донбассе.
В прошлом году в общественных настроениях преобладало стремление к освобождению территорий, находящихся под контролем сепаратистов. Но по мере затягивания войны и расширения масштабов ее влияния на все большую часть населения страны, стали меняться и общественные настроения.
По данным опроса Киевского международного института социологии в конце июня - начале июля этого года 56,8% опрошенных согласились с тем, что наиболее приемлемым выходом из нынешнего военного конфликта на Донбассе является продолжение переговоров и мирное урегулирование на основе Минских соглашений.
И эта позиция доминировала во всех регионах страны, в том числе и на Западе Украины. 28,3% респондентов считали наиболее приемлемым выходом из этого конфликта – освобождение территорий Донбасса силой украинской армии.
С сентября прошлого года украинское руководство участвует в Минском переговорном процессе, который направлен на мирное урегулирование конфликта на Донбассе. По сути, это вышеупомянутый сценарий "поиска приемлемого компромисса с Россией и сепаратистами для реинтеграции мятежных территорий в состав Украины".
Но в реализации этого сценария проявились огромные проблемы.
Во-первых, минские соглашения постоянно нарушаются сепаратистами и Россией. Это и выборы в "ДНР" и "ЛНР", состоявшиеся 2 ноября прошлого года, и захват Дебальцево, и постоянные нарушения режима прекращения огня и отвода тяжелых вооружений.
Во-вторых, значительная часть украинского общества и отечественного политикума весьма критично относятся к Минским договоренностям. Скажем откровенно, идея даже формального компромисса с сепаратистами мягко говоря не очень популярна у партий Майдана и их сторонников.
В-третьих, тот "компромисс", который предлагается Россией (см. выше) неприемлем для Украины, поскольку его реализация предполагает сохранение зависимости от России и фактическую, хотя и непрямую, федерализацию (даже конфедерализацию) государственного устройства Украины.
В итоге переговорный процесс в Минске зависает и фактически заходит в тупик.
Владимир Горбулин, один из украинских переговорщиков в Минске, в своей статье "5 сценариев для украино-российских отношений" обозначил нынешнюю политику Украины в конфликте на Донбассе как сценарий "ни войны, ни мира" или "ограниченной войны и перманентных переговоров".
Такая политика предусматривает "ограниченную и сдерживающую войну против России и коллаборационистов на востоке с целью нанести им как можно больше демотивирующих потерь" и, одновременно "постоянный переговорный процесс, однако, без окончательного фиксирования результатов в виде различных договоренностей и форматов".
Смысл этой политики Горбулин резюмирует следующим образом: "воевать нецелесообразно, а мириться неуместно".
Интересы и намерения Запада
На ситуацию вокруг конфликта на Донбассе активно воздействуют и наиболее влиятельные страны Запада, включая и такой межгосударственный субъект как Евросоюз.
Возникновение острого военно-политического конфликта в стране, граничащей с Евросоюзом, имеющей с ним тесные партнерские отношения, естественно вызвало обеспокоенность в Брюсселе и в столицах европейских стран, граничащих с Украиной.
Еще большое беспокойство вызвало участие в этом конфликте России. Риски военной экспансии России на постсоветском пространстве и по отношению к странам Балтии стали самым серьезным геополитическим вызовом для НАТО и ЕС после окончания Холодной войны.
На агрессивные действия России в Украине страны Запада отреагировали политико-правовыми и экономическими санкциями.
В Украине многие считают, что санкции являются инструментом принуждения России к выполнению требований международного сообщества. И раз Россия не идет на уступки, значит санкции неэффективны.
Это не очень корректная точка зрения. На самом деле санкции выполняют две функции:
1) наказание России за грубейшее нарушение международного права и агрессивные действия по отношению к Украине;
2) сдерживание России от эскалации конфликта и дальнейших агрессивных действий.
далі читайте на "Українській правді"
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 13 від 27 березня 2024
Читати номер